«Захар, брат, надо встать!»
На злобу дня. Военный публицист о коллеге по цеху и собрате по оружию.
Книгу «Координата Z» ждал с нетерпением. Во-первых, потому что все мысли там, в зоне СВО. Во-вторых, потому что Захар Прилепин не пишет вещей пустых, зряшных, неполезных уму и сердцу. Посылка пришла накануне Первомая. По обыкновению, заглянул в выходные данные: «Подписано в печать 17.03.23». Ещё подумалось: «Горяченькая!». Разве мог знать, что так обожжёт…
***
Обожгло 6 мая, в День памяти святого Георгия Победоносца, когда ударила страшная молния из нижегородского леса. И краткая рецензия на новый публицистический (читай — злободневный) сборник уже оборачивается в прощальное слово прилепинскому боевому другу Александру Шубину и слово ободрения и поддержки самому Захару.
Книга «Координата Z» разойдётся хоть в «доп.» и «доп.» тиражах, в один присест прочтут её и собратья-литераторы, и обыватели-книгочеи, и росгвардейцы, и ополченцы. Даже тот, кто Прилепина не читал, задаётся вопросом: «За что взорвали? Вон ведь на сайте „Миротворец“ сколько фамилий, а убирают пишущих…»
А потому что слово, как у Олеся Бузины, Даши Дугиной, Владлена Татарского, Захара Прилепина, посильнее «хаймарсов» будет.
Сам Прилепин, открывая новую свою книгу, в свойственной ему прямой и энергичной манере говорит о наболевшем: «Эту войну мне довелось предсказать и описать за несколько лет до того, как она началась в 2014 году. Для этого, признаться, не потребовалась ни развитая интуиция, ни дар предсказателя. Достаточно было смотреть на происходящее открытыми глазами. С 2014 года я наверняка знал о том, что Россия не сможет избежать участия в украинской гражданской войне, и неустанно говорил об этом все те пресловутые восемь лет. Что конфликт не рассосётся, не исчезнет, что нужно готовиться к нему. Я знал многих фигурантов этой войны, её героев и её негодяев ещё до того, как всё это началось. А когда началось — узнал столько, что сам порой пугаюсь этого знания. Мне есть о чём рассказать».
На библиотечных полках, в книжных магазинах произведения этих писателей — фронтовика Великой Отечественной Андрея Платонова и участника донбасской эпопеи-трагедии Захара Прилепина — по заведённому алфавитному обыкновению должны стоять рядом, на букву «П». И не только по этой утилитарной причине. Платонов справедливо утверждал, что «писать надо не талантом, а прямым чувством жизни». Прилепин не просто уважает и любит Платонова. Не подражает ему (тот неподражаем, неповторим), но следует такому же кредо: «Кто-то романы сочиняет — а я там живу».
Когда услышал, что при взрыве погиб Александр Шубин, чей позывной «Злой», взял с полки ещё одну прилепинскую книгу с интригующе-завораживающим названием «Некоторые не попадут в ад». В этом романе-фантасмагории — вполне реалистичное, автобиографическое жизнеописание самого автора и колоритные портреты его сотоварищей по донбасским походам (книга вышла ещё до СВО, в 2019 году). В том числе и прилепинских друзей из его лички. Вот строки о любимом его Саше, который погремуху-позывной «Злой» получил от товарищей совсем не по злобе своего или их характера, но, напротив, шутейно, ради хохмы, или, как говорит нынче молодёжь, «по приколу»:
«Злой вообще происходил из многодетной семьи… С началом войны родители Злого вывезли из Луганска всю семью в Россию… Он тут же разработал план и, надыбав денег, сбежал обратно на Донбасс, шёл 2014-й… И полез сразу — шестнадцатилетний пацан вообще без опыта — в самое элитное подразделение, где проходка была — жуть; но он со второго раза всё сдал, с оружием быстро разобрался, что и как; он вообще состоял наполовину из природной смекалки; на другую половину — из очарования, замешанного с пацанским цинизмом и, странно, добротой. Так тоже бывает. Заботливей его я со времён своего детства никого не знал: Злой всегда сёк, чего у меня не хватает в „эрдэшке“, и, не успею подумать, закупал, находил, укладывал; за ужином вспомню: так, бойцы, то пожгли, то отстреляли, остальное сожрали… — Злой, тихим, твёрдым голосом: „Всё лежит, Захар, всё лежит уже“; утром выйду — и у меня то берцы на батарее, то перчатки… Иной раз чуть не расплачешься. Или ухмыльнёшься: вот ведь, родятся такие на свет — чтоб меня раньше времени разочарование в человечестве не прибило.
Любимой поговоркой Злого была: „Сложные задачи решаются немедленно, а невыполнимые чуть позже“, — произнося это, он всякий раз бесподобным образом хохотал».
Вечная память тебе, добрый человек Злой…
А в благодарность своему второму верному стражу из лички — Графу — писатель предпослал такие строки в своём фундаментальном труде «Шолохов. Незаконный», вышедшем в «Молодой гвардии» в этом году:
«Посвящаю эту книгу памяти Родиона Владимировича Графа-Сафонова, моего друга и сослуживца, многократно перечитывавшего любимого своего писателя Шолохова и погибшего в мае 2022-го в боях за русскую землю».
За эти годы много было потерь. И на него не раз покушались, но… Как написал в «Литгазете» критик Андрей Рудалёв в рецензии на книгу «Некоторые не попадут в ад»: «На Донбассе Прилепин раскрыл и раздал себя полностью: своё имя, свою удачу, свою жизнь поставил на кон…»
Все четыре праздничных дня перечитывал прилепинские книги, и до этого уже обросшие памятными закладками.
Уже задумывал поставить точку в этих своих заметках, когда увидел по «России-24» репортаж о визите нижегородского губернатора в больницу к Прилепину.
«Зло будет порушено!» — убеждённо и убедительно сказал всем нам Захар. А этому недюжинному человеку можно верить.
Борис КАРПОВ,
полковник в отставке,
ветеран боевых действий
6–9 мая 2023 г.
dzen.ru