МХАТ имени Горького готовит премьеру — спектакль «Женщины Есенина»
Смена руководства во МХАТе имени Горького не повлияла на репертуарные планы. Сегодня театр выпускает премьеру — спектакль «Женщины Есенина» по книге Захара Прилепина.
Режиссера из Риги — Галину Полищук — Эдуард Бояков заметил на фестивале «Золотая Маска». К предложению поставить на сцене МХАТа спектакль по книге Захара Прилепина о Сергее Есенине, она поначалу отнеслась со скепсисом. С её театральным языком — жестким, метафорическим, пластичным, зрелищным, казалось, не сочетается распространенный образ этого русского поэта.
Галина Полищук, режиссер: «Я думаю, ну как же Есенин, русские берёзки, это наверное очень сладко, и вот с этими мыслями я опустилась в книгу Прилепина, потом мы с ними встретились, и мы говорили о том, что он говорит: „Я хочу поломать это. Мне не нравится, что из него сделали крестьянского поэта, сделали народного парня с берёзками, он был очень умён, всё время стоял рядом с властью“.
В итоге решили посмотреть на судьбу и поэзию Есенина через призму всех страстей Серебряного века и бесконечный поиск любви и страсти. Хоровод женщин Есенина закружит здесь сразу. Первая жена Анна, вторая — Зина Рейх, знаменитая Айседора Дункан, журналистка Галина Бениславская… Отношения с каждой были на износ и на грани и оставляли след в его стихах. В этом спектакле — динамичном, кинематографичном, психоаналитическом — они звучат по-новому.
Алиса Гребенщикова, актриса: «Я очень любила смотреть репетиции нашего спектакля и каждый раз задавала себе вопрос: стихи стоят того, чтобы была такая сломанная судьба? Стихи стоят такого количества боли или нет? Стихи стоят такой любви — страшной любви: и любви Есенина к женщинам, и женщин — к нему? И каждый раз я плакала на репетициях и думала — да, наверное стоят».
Есенина играет 23-летний артист Андрей Вешкурцев. Проделал огромную работу длиною в год, чтобы сыграть и поэта Есенина, и мужчину, состоявшего в отношениях с такими разными по характеру, возрасту, статусу женщинами.
«Те амплитуды, которыми он жил, мне приходились изучать что-то, у меня было в моём опыте, что-то мне пришлось искать, что-то мне рассказывали, то, до чего мне ещё долго, поскольку люди в то время всё равно взрослели раньше. Они брали на себя другую ответственность, не сравнимую с сегодняшним днем. У нас другие темпоритмы, там другие были желания. Всё-таки революция», — рассказал актер.
Центральный образ в сценографии спектакля — солнце. Часто алое, палящее, под которым в итоге будто сгорает главный герой. Иногда огромный диск становится серебряным, как Луна или век, в котором творил Сергей Есенин. Создатели постановки всё это взяли из его прозы, где он писал: «Мужчина есть солнечное начало, ум его от солнца, а не от чувства, не от луны. Между землей и солнцем на протяжении веков происходит борьба. Борьба между мужчиной и женщиной есть борьба между чувством и разумом».