Захар ПРИЛЕПИН & ЭЛЕФАНК. «Охотник» («ГЕОМЕТРИЯ»)
Всем свобода и ныне ты нашёл, что нашёл —
У нас в каждой осине хранится твой кол.
Здесь всего слишком много, только ты слишком мал.
Если больше нет Бога — твой выход, шакал.
Хорошо или нет, но любое проявление Захара Прилепина будет рассматриваться сквозь призму его активной общественной позиции. Не успел «Охотник» мало-мальски прозвучать, как либеральные цензоры обнаружили экстремизм в композиции «Пора валить!», которая сатирически обыгрывает двойственность одного популярного выражения — «пора валить тех, кто говорит „пора валить“». Что ж, провокация — вполне себе метод охотника, ловушка сработала. Аудитория явно подразумевается самая разнообразная: по возрасту, вкусам, взглядам. Думаю, и среди отъявленных критиков Прилепина найдутся те, кто примут какие-то номера с «Охотника», равно как и не все почитатели прилепинской прозы и публицистики войдут в резонанс с этими песнями.
Это уже третья пластинка «элефанков» и четвёртая — Прилепина, если учитывать «Патологии» — совместный альбом с Ричардом Пейсмейкером. И, пожалуй, если «Переворот», и, тем более, «Времена года» ещё могли держать по разряду «писатель Прилепин играет в рок», то данный альбом подобных аттестаций лишён начисто.
«Охотник» — пластинка большая, сложная. Чёртова дюжина композиций, есть треки, что захочешь — не пропустишь: яростно атакуют слушателя; есть песни, в которые попасть непросто, и в альбоме они скорее на правах синглов, нежели полноценно работают на основные сюжеты пластинки.
Сама тема «Охотника» — в культуре весьма заметна. От романов Олдриджа и запрещённого Макдональда, до кинематографа и знаменитой песни, которую написали Booker T. & the M.G.'s, а исполняли Альберт Кинг, Айк и Тина Тёрнер, Blue Cheer. Могу предположить, что «аукцыоновского» «Охотника» и концептуальный «The Hunter» первой инкарнации Blondie «элефанки» держали в уме — восьмидесятые и девяностые — вообще питательная почва для альбома. Который весомо набит самыми разными цитатами, намёками, но вплетены они тонко и по делу.
Сильное качество Прилепина — умение играть в команде. Помимо собственно «элефанков» — Ульянова, Созонова, Охоты, помимо диджеев и духовиков, на альбоме мы встречаем Кинчева, Скляра, Ревякина, Дмитрия Некрасова, рэп-героев Рича, Хаски и Виса Виталиса, а также о. Николая Кокурина и Бранимира. Но порой такое разноцветье соратников даже смущает — в ряде случаев «Элефанк» вполне мог справиться самостоятельно, не укрепляясь авторитетами. Безусловно, наличие приглашённых звезд — помимо радости сыграть с кумирами юности — это и выход на другую аудиторию. Но этот «расчёт» бьётся довольно волюнтаристской структурой «Охотника». И фирменной полистилистичностью — от блюза и шансона до ска и брейкбита. При этом главный выбор музыкантов — этакий фанк-рок. Музыка маскулинная, истории брутальные, но с хорошим запасом юмора. А такими гармониями и настроениями и в иные времена у нас мало кто мог похвастать. Так что налицо своеобразный прилепинский ва-банк.
Альбом совсем не андеграунд — и по идее, и по исполнению. Пожалуй, попытка создать умную поп-музыку в пику привычно низкому (во всех смыслах) уровню отечественной поп-сцены. «Охотник» — это целый комплекс представлений о мире и человеке от Прилепина& Элефанк. Иногда взгляд консервативный, традиционалистский, но параллельно и вполне радикальный. (Всё-таки Прилепин без малого два десятка лет — участник национал-большевистского движения). Главным образом, «Охотник» ведёт сражение с демонами в душах человеческих. Ну, а то, что мелкие бесенята во плоти напряглись — тоже показательно.
Держите лица, бесы, подальше от нас,
иначе лица резко станут без глаз,
и будет вовсе нечем вам посмотреть,
в каком обличье нынче придёт ваша смерть.
***
31 мая, 17.00, магазин «Дом Культуры»
Захар Прилепин представляет альбом «Охотник».
Проезд: м. «Парк Победы», Кутузовский пр., 4 (справа от Бородинской панорамы)
Вход свободный