Захар Прилепин и «Элефанк». «Охотник» (Геометрия)

Популярный писатель Захар Прилепин записал рок-альбом, что само по себе уже – новость, на которую люди реагируют по-разному. Альбом сделан с участием популярных музыкантов, рок-профессионалов с несомненной харизмой. Среди тех, кто записывал диск: Александр Ф. Скляр («Ва Банкъ»), Константин Кинчев («Алиса»), Дмитрий Ревякин («Калинов мост»).

Также участвовали звезды андеграунда Вис Виталис, Бранимир, команда боевых рэперов, плюс инструменталисты, среди которых Виталий Погосян (дудук).

Первая вещь «Ваше поражение» – уверенная и бодрая. Она сразу становится камертоном и первым кандидатом в хиты - Притепину помогают Кинчев и Скляр. Запомнилась песня «Восемь бесконечных» - трагическая и «страстнАя». Как и НОМ недавно, Захар поминает грехи человеческие. Тут «гости» - Кинчев и Ревякин. Есть фразы, резво бросающиеся в сознание, фиксирующие внимание, например «Царь то – ненастоящий!» из композиции «Царь», в которой участвуют Бранимир, Ревякин и Николай Кокурин. Это, пожалуй, тут самая злая вещь. В нервной «Пора валить» участвует альтернативный исполнитель Вис Виталис, уже нашедший в своем творчестве оригинальную точку пересечения стилей и эстетик, которые присутствуют и на альбоме «Охотнике».

Это, преобладающий у «Элефанка», боевитый рок-мейнстрим, смесь традиции с элементами фанка, блюза и рэпа. Рэп-исполнители неизбежно заметны, считка выступает не фоновым дополнительным элементом, а иногда даже стремится доминировать, меняет палитру, сдвигает под себя настроение. Представилось, что рок и рэп - жанры, которые работают в близкой человеческой среде, но всё же у них разные базовые ценности, они словно разводят энергию записи по разным углам.

Идея «Охотника» родилась после поездки Захара в Донбасс. Подсознательно от альбома ожидаются высказывания на злобу дня - политическая ориентация Прилеипина известна и бескомпромиссна. Но выходить за границы жанра музыкальной рецензии, представляется неправильным и альбом этому желанию соответствует – он не выходит за границу музыкального произведения. При этом «Охотник» напорист и серьезен. Жанр баллады, похоже, этим парням вовсе не знаком, но призывов или лозунгов тут нет. Голову в песок не прячут, но релиз более о душе, о нервозности и о боли, чем о событиях или мнениях. Способность быть понятным – сильная сторона Захара. Похоже, он ставил себе задачу не делать альбом-митинг, а заинтересовывать и настраивать слушателя, а уж до выводов тот, видимо, должен дозревать сам.

Многие искренне удивляются тому, что Прилепин – «еще и музыкант», но «Охотник» даже не второй его релиз с группой «Элефанк». Впрочем, это второй релиз, выходящий на лейбле «Геометрия» - в 2013 году у Прилепина там же был издан альбом «Переворот», выдержанный в близком стиле, однако таким букетом друзей не украшенный. Писатель, уже тогда известный и медийный, вел себя сравнительно тихо, промо альбома было скромным, и, думается, далеко не все меломаны про него слышали. Теперь же Захар заявил, что все очень серьезно – у него начинается музыкальная карьера. Причем, по его словам, ему не пришлось придумывать «рок-сторону», у группы есть история, тема развивалась независимо от его писательства. «Охотник» - момент качественного скачка, перелома, поэтому - старт. Теория понятна, далее посмотрим на практику.

Александр Волков, "Контрабанда" - 09.07.2015