Взрослые мальчики
Кем станут русские мужчины, когда вырастут?
Слава Прилепина впереди него бежит. И порой обгоняет. Критики давно ждут от автора чего-то сверхсильного, панорамного. Ждали и от романа
«Чёрная обезьяна»...
Увы, даже соединение серьёзной темы, взятой в разработку, с прилепинским талантом не дало желаемого результата. Более того, «Черная обезьяна» стала романом, с которого, на мой взгляд, лучше не начинать знакомство с Захаром Прилепиным. Тем не менее его вполне серьёзно считают одним из претендентов на получение в этом году Национальной литературной премии «Большая книга». Поэтому не прочесть — вроде как и моветон.
Сюжет не поражает оригинальностью. Главный герой, который периодически выступает в разных амплуа (журналист, писатель, историк, отец, муж, любовник), на протяжении всего романа пытается распутать зверское убийство, совершённое в городе Велимире якобы детьми. Благодаря давним связям ему удаётся попасть в тайную лабораторию, где исследуют реальных убийц и детей, которые, может быть, ещё ничего и не совершили, но зато полностью лишены и жалости, и страха. В поисках истины он донимает своими посещениями профессора, который работает в этой лаборатории, отправляется в Велимир, мониторит Интернет, но, в общем-то, так ничего и не может выяснить.
Роман испещрён сценами детской жестокости, выписанными на грани выносимого. На самом деле дети в «Чёрной обезьяне» второстепенны сами по себе, зато очень важны как альтер эго главного героя. Он, по сути, сам и является не то чтобы ребёнком, а именно недоростком (так называют в романе детей-убийц), но только уже в самом обыденном, лишённом налёта мистического ужаса смысле. Этот мужчина, кушающий на завтрак шоколад, боящийся проверки билета в автобусе и не задающий серьёзных вопросов женщинам, которых любит или любил, на самом деле просто не готов к жизни. Поэтому и прячется от неё то у любовницы, то у проститутки, а то в городе Велимир, куда его якобы привело чувство справедливости.
«Тебя все наделяют смыслом, а в тебе его нет вовсе», — говорит о герое его старый приятель, любовник его любовницы и просто завистливый антипод Слатитцев. И, кажется, он недалёк от истины. Тем более что и сам Прилепин сказал уже в одном из интервью о своём романе: «Человек взрослый, носитель качеств современного мужчины — настолько уже шаткая, бесстыдная и не имеющая контуров конструкция, что снести ее может что угодно».
Вот эту шаткую конструкцию и обрисовал автор в своём произведении. Одна из основных претензий, предъявляемых Прилепину критиками, — это отсутствие внятного финала. Не то в застенках ФСБ и правда ведутся разработки новой сверхжестокой расы, состоящей из недоростков, не то у главного героя просто шарики за ролики заехали, и нечего было почти трёхсотстраничный огород городить. Тем не менее уж что-то, а эта претензия совсем не обоснована. История никакого героя и не может заканчиваться чем-то. Чего вы хотели-то от него?!
Алина БЕРИАШВИЛИ, "Новгородские ведомости" - 24.08.2012