Встреча Захара Прилепина с туляками. Как это было
Захар Прилепин, лауреат многочисленных литературных в России и за рубежом, посетил накануне дом-музей Ясную Поляну. Рассказал, что в самой Туле основательно не был ни разу, а вот в Ясной Поляне — частый гость.
Несколько лет назад оружейная столица, как и вся страна, писала по его тексту Тотальный диктант. А теперь почитатели творчества могли встретиться с писателем и спросить о важном. Любители отечественной прозы — приобрести новую книгу «Семь жизней» и услышать рассказ — «Рыбаки и космонавты» — в исполнении автора.
После, если её можно так назвать, официальной части робкие записки сменились вопросами из зала. Поговорили обо всем: вспомнили даже Юго-Восток Украины и Сирию. Вообще, по признанию самого автора — тема войны ему близка. Командовал отделением в ОМОНе, дважды — в 1996-м и 1999-м — воевал в Чечне.
Были, конечно, диалоги о работах. Как получился роман «Обитель» о знаменитых Соловках, если автор не сидел, насколько автобиографична новая работа «Семь жизней», когда писатель сбросит с себя «оковы» общественной деятельности и уйдет с головой в литературу. Прилепин объяснил: любой литератор — будь то поэт или прозаик — в России всегда немного, или очень даже много, общественный деятель. Жуковский, например, был вхож в императорскую семью, а Державин — вообще второе лицо в государстве.
Вспомнили писателей прошлого: Леонова, Довлатова, конечно Толстого и Достоевского. А также летописцев российской современности. Так, Прилепин посоветовал пришедшим писателя Кузнецова-Тулянина. Вторую фамилию тот взял, переехав из Тулы на Дальний Восток, чтобы все знали о пряничных корнях.
Пару слов у писателя нашлось и про Глеба Успенского — нашего земляка, памятник которому не так давно открыл сам Зураб Церетели.
«В нулевые, десятые года прошлого века влияние было его очень серьезно. Сейчас-то Успенский где-то на отдалении, все будут путать его с Успенским, который для детей писал. А у этого Успенского очень пронзительный очерк есть, хорошие какие-то наблюдения. Он такой, его можно использовать в качестве самолечителя для людей, которые по монархической части, про Россию, которую мы потеряли. <…> Его в маленьких дозах можно применять для того, чтобы люди помнили, что Россия была далеко не столь радужной и не столь благоденствовала».