«Восьмёрка» без тормозов

На экране – новый фильм Алексея Учителя «Восьмёрка».

На экране — новый фильм Алексея Учителя «Восьмёрка».

Сюжетную основу картины известного мастера отечественного кино составила одноимённая повесть другого мастера — отечественной прозы — Захара Прилепина. Фильм получил своё название от принятого в миру наименования модели отечественного автопрома.

Собственно, всё в этом драйвовом кинозрелище кажется нашим и родным — от спецназа до бандитов. А то, что основной сюжет ленты разыгрывается в самый канун наступления 2000-го года, кажется особенно символичным. Будто бы автор фильма прощается с теми «лихими 1990-ми», в которых сила и наглость были главными характеристиками поведения тех, кто хотел устроиться в нашей жизни получше, но не имел к этому никаких иных социальных оснований, кроме удостоверения сотрудника органов внутренних дел или славы бандита, принадлежащего к любой ОПГ. Маргинальность бытия наших соотечественников, которая до поры до времени скрывалась под слоем идеологических установок в прежнюю эпоху, в безыдеологические постсоветские времена явилась наружу во всей своей неприглядной «красе». И, в сущности, между теми, кто нарушает закон, и теми, кто его охраняет, в те самые «лихие годы» не было особой разницы.

Алексей Учитель со свойственными его таланту тщательностью и вниманием к деталям быта и приметам проявления массового сознания снял очень грустную и печальную картину. Картину о том, как даже самое серьёзное и страстное любовное увлечение не может освободить человека и возвысить его над суетой, избавить от жажды мести. Внимательный зритель либо сразу, либо чуть позже обязательно заметит невольную полемику автора «Восьмёрки» с фильмом «Бумер». Только разница между их героями именно в модели авто, на котором они передвигаются. «Тачка» здесь и становится тем водоразделом, который отбрасывает одних в маргинальную низину реальности, а других — на вершину, где люди позволяют себе многое из того, что не разрешено или запрещено.

Движение в авто — это то, что «разгоняет» сюжет фильма. Иногда кажется, что в нём нет ничего, кроме безумной гонки по улицам города. Гонки ради гонки, когда цель ничто, движение всё. Только у этих гонок всегда бывает какой-нибудь конец. К сожалению, о нём нам поведают сразу, как только начнётся картина. А далее мы увидим этакое возвращение в близкое прошлое со всей предысторией того, как спецназовец полюбил подружку местного бандита.

Режиссёр не даёт зрителям ни времени, ни возможности притормозить в этой гонке смыслов и мелькающих персонажей — силовиков. Они всё время куда-то пытаются бежать. Или убежать. Иногда кажется, что им и выяснять отношения с сильными мира сего хочется именно потому, что на службе в спецназе не хватает адреналина. Их поступки выглядят нелогичными, спонтанными, жестокими и даже бессмысленными настолько, что четвёрку бравых парней на «восьмёрке» начинает даже побаиваться главарь «братвы», что вряд ли отражает реальные отношения двух главных групп населения, представленных в ленте Алексея Учителя. Хотя кто нынче знает всю подноготную того, как одна сила пыталась подмять под себя другую в ту пору, когда страна распадалась на удельные княжества олигархов и каждый из них пытался себе оттяпать кусочек родины повесомей.

Не стоит ждать позитива от показанной гонки героев с самими собою и чувством мести. Наше технократическое время безжалостно к тем, кто ездит и на «восьмёрках», и на «бумерах». Финал гонок без тормозов всегда один. К счастью, наша жизнь может продолжаться за пределами кино и автомобильных трасс.

Сергей Ильченко, "Невское время", 21.05.2014