«Восьмёрка»: отзыв о фильме
В российский прокат вышел новый фильм Алексея Учителя.
В новейшей истории России самым интересным временем являются, конечно, 90-е годы, которые какой-то идиот назвал «лихими». Немудрено, что отечественный кинематограф периодически возвращается к этому периоду, в котором, по мнению этого самого кинематографа, были две движущие силы — бандиты и бандиты в погонах. Пожалуй, кратко так можно и охарактеризовать главных героев нового фильма Алексея Учителя «Восьмёрка».
Действие картины происходит в Нижнем Новгороде (или Нижегородской области, спасибо регистрационным знакам) в 1999 году. Омоновец встречает в ночном клубе девушку в коротком платьице, и что-то у него в голове переклинивает. Девушка непростая, числится в возлюбленных главного городского бандита, но это не останавливает доблестного стража порядка. Буквально чокнувшийся от нахлынувших чувств, он всеми силами и неправдами пытается воссоединиться с прекрасной барышней, пока это его стремление не приводит к гибели героини. Основой сюжета фильма стала повесть нижегородского писателя Захара Прилепина «Восьмёрка».
Претензий к актёрскому составу не имеется. Омоновцы сыграны предельно убедительно — наглыми, упрямыми, свято верящими в свою правоту. Очень порадовала эпизодическая роль Ирины Пеговой — талантливую актрису и не сразу распознаешь в суетливом кудахтании и тёплом платке. Было бы ошибкой не упомянуть хорошую работу Артура Смольянинова, поразительно похожего в «Восьмёрке» на Владимира Высоцкого. Приятно посмотреть на Сергея Пускепалиса. Автор повести Захар Прилепин сыграл эпизодическую роль водителя такси. Зато претензии имеются к крупным планам: непонятно, зачем в конце картины нужно было акцентировать внимание на лице омоновца, роняющего скупую мужскую слезинку. Откровенно некрасивыми выглядели кадры с трясущейся главной героиней: понятно, что они иллюстрировали сны, но само исполнение их не безупречно.
Любовь, о которой заявлено в синопсисах фильма, тут и не пахнет. Скорее, слепая страсть не самого умного человека, которая со временем прошла бы, но омоновец ждать не привык. В «Восьмёрке» тщательно соблюдены приметы времени: рабочие бастуют из-за сокращения производства, силовики их жёстко разгоняют и получают от родственников по лицу; в ночном клубе крутят «Голубую луну», а под занавес года Борис Николаевич заявляет, что он устал. Омоновцы не церемонятся ни с тусовщиками, ни с бандитами: ввязавшись в «войну» с криминалитетом из-за ветреной девушки, они размахивают кулаками и лопатами направо и налево, получают ножевые ранения, выговоры от начальства, даже попадают под поезд, но всё равно не сдаются.
Мария Лукоянова, "Именно.ру", 14.05.2014