«Санькя»
Молодой нижегородский писатель Захар Прилепин в прошлом году с книгой «Патологии» стал финалистом литературной премии «Национальный бестселлер». В этом году его имя тоже уже фигурирует в шорт-листе этой премии. Я пожелаю ему удачи, потому что эту книгу должны прочесть многие — включая и тех, кто принимает в нашей стране решения и вообще думает о нашем общем будущем.
Санькя — так ласково зовут героя, провинциального парня Сашу Тишина, бабушка и дедушка в деревне, где не осталось ни одного толкового мужика, где не живут, а доживают свой век, прозябают, и куда Саша приезжает в самом начале романа, скрываясь от милиции. Саша в розыске — нет, не от армии он прячется, в вооруженных силах он своё отслужил. Тишин — член радикальной молодежной партии «Союз созидающих», возглавляет которую сидящий в тюрьме за покупку оружия бывший офицер «и, как ни странно, философ, умница, оригинал» (это я цитирую) Костенко. В партии этой читатель, знакомый с текущей политической реальностью, без труда опознает НБП. Кстати, сам Захар Прилепин тоже член лимоновской партии, а до этого прошел Чечню, а закончил филологический факультет. Пишет хорошо и о том, что знает. О митингах и уличных акциях, о том, как бьет милиция и как переживают родители, об отношениях к миру и друг к другу молодых людей, сознательно идущих на конфликт с обществом, которое, на самом деле, не устраивает не только их. И главное здесь — становление героя, за которым пристально следит Захар Прилепин, пытаясь, должно быть, понять самого себя, источники и мотивы своей борьбы. Вот внутренний монолог героя: «Гадкое, нечестное и неумное государство, умерщвляющее слабых, давшее свободу подлым и пошлым, — отчего было терпеть его? К чему было жить в нем, ежеминутно предающим самое себя и каждого своего гражданина?». Конец цитаты, но не конец вопросам: почему же такие люди, как сам автор и его герои — молодые, умные, и, возможно, лучшие — идут в «Союз созидающих», почему они готовы сокрушить общество, в котором выросли?
Критики уже сравнили роман Прилепина с «Матерью» Горького, а Сашу Тишина — с Павлом Власовым. Мне же сама атмосфера романа — и все, что есть в нем — провинциальный город, осколок умирающей русской деревни, молодые городские парни и девчонки, ничего для себя не находящие в мрачной и лживой действительности, — так вот, все это напомнило мне недавнюю повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Там тоже у героини — русской женщины, матери, ничего не остается, кроме как взяться за оружие, чтобы хоть как-то восстановить попранную справедливость.
Я надеюсь, что читатели не просто получат удовольствие от этой жесткой прозы, но и извлекут урок — каждый свой — из романа Захара Прилепина «Санькя».