Санькя. Захар Прилепин

2006 М.: ООО «Издательство Ад Маргинем», 2006. – 368 с.

«Про нацболов пишут сейчас все, кто пишет прозу. Ну, через одного, а упоминает или подразумевает их все равно каждый. Причем со знанием дела – каждый пятый. С завистью или с восхищением – каждый третий. С недоумением, перерастающим в интерес, с интересом, упирающимся в недоумение, изредка и со злобой. Но пишут, но сочиняют художественную прозу и сами нацболы, действующие и бывшие, – пишут сквозь боль и кровь и невидимые миру слезы». Вот так пишет Виктор Топоров в статье с названием «Нацболь», опубликованной во «Взгляде». «Ну, через одного» - пишет автор и заимствует название статьи у Надежды Андреевой, напечатавший «Нацболь-I» в НГ за 18.10.2004 года.

Роман «Санькя», наверное, лучшее, что написано о нацболах, поэтому его выдвигают на премию «Нацбест». Почётный председатель жюри которой, председатель лимоновской организации Эдуард Лимонов. Получит или не получит роман премию, не столь важно, так как по моему скромному ИМХО, литература «Нацбестом» премируемая автоматически перестаёт быть литературой. Ещё роман сравнивают с Горьковской «Матерью». Учитывая, что роман, кроме горстки околореволюционой интеллигенции никто не читал до начала 30-х, когда он был назначен образцовым революционным романом, а автор перевезен с фашистского курорта в Москву для украшения интерьера, сравнение, мягко говоря, оскорбительное. Собственно, читать «Мать» начали тогда, когда умер последний свидетель зарождения революционного движения в России. Умер или обеспамятовал.

Насчет, художественных достоинств романа можно сказать, что это добротно сляпанная агитка, типа «9 рвоты» или «Цсволочей». Только сляпанная не «козлами», а «отрицаловом». А так, те же компоненты агитзелья – пубертатное берсёкерство, «страшная правда войны», что-то из Ремарка, что-то из Шукшина, «Секс у нас есть!!!». Пипл схавает и добавки попросит.

А вот насчёт нравственной, или если угодно социальной ответственности автора за написанное, то с этим сложнее. Ну, с самим Лимоновым всё ясно. Этому всё равно, чем фарцевать. Штанами, живыми и мёртвыми подругами, негросексом, революцией…. А что, сидел. Так за фарцувание статьи, нет, вот навесили первое попавшееся. Его писания воспринимаются как гениальные, только когда веришь в его абсолютную искренность. А когда пошли эти утомительно-лживые «Политические биографии» на тему «Я и революция», стало ясно, что разменял Лимонов и свою гениальность, и нашу революцию на «сто томов своих партийных книжек».

А вот с «птенцами гнезда Лимонова» не всё ясно. Неужели Прилепин не понимает, что, изготавливая агитки, типа «Саньки» он несёт ответственность за судьбу своей революции, и тех, кто верит, что у России есть какое то будущее. И неужели Прилепин настолько глуп, что бы не понимать, что когда эти его полупьяные Саньки и Олеги вылезут со своими пукалками освобождать очередной северный Казахстан, ответный удар Империи погрузит России в состояние глубокой заморозки. В этакий кошмар левых интеллектуалов, православно-милитаристический Нильфхель, где единственной формой общественного движения будут вахтпарады и крестные ходы. И что НБП, такой же продукт селекции лубянских мичуринцев как МОЦР или СЗРиС.

Кто не верит, пусть проверит. Вот, например, сцена допроса четвертой степени «кровавой гебнёй», активиста Саньки. Она фактически списана с реального эпизода произошедшего с активистом НБП парубком Б*. Только в реальности по итогам эпизода, парубок Б* был удален из рядов НБП за… «контакт с ФСБ». Или, человек своими признательными показаниями, фактически инспирировавший Саратовский процесс, до сих пор заседает в политбюро лимоновской организации и пользуется «непререкаемым авторитетом товарищей». Что, тоже в подъезде ОМОНовцу дал?

В общем, книга, которую необходимо прочитать. И воспринять с точностью до наоборот.

Яков Шустов
aglob.ru