Захар Прилепин «Обитель»

В России литературной (в отличие, например, от России киношной) не принято повторятся. Своенравная самобытность писателя Прилепина, которая восхищает его поклонников и дразнит недоброжелателей, всегда была признаком мастерства автора. Тем интереснее обращение автора романа «Санькя» к постреволюционному и предрепрессионому периоду советской истории, а если быть точным, к Соловецкому лагерю особого назначения. Казалось бы, о советских лагерях и ссылках уже сказано достаточно. На произведениях Солженицына, Шаламова, Гинзбург выросло целое поколение. Узнавшее неожиданно о том, что лежало глубоко на дне советской действительности, неразличимое за мутной пеленой партийного ленинизма. Казалось бы… Но…

Но Прилепин — не Солженицын. Солженицын писал о системе. Прилепин же пишет не о системе, как таковой, но о людях в системе, тех самых, которые держали ее на своих плечах, с болью и горечью или с верой в светлое будущее. И в этом своем стремлении раскрыть человеческое в нечеловеческих условиях, да еще и так объемно и образно, Захар Прилепин, остается живым классиком современной литературы. Многие поспешили назвать «Обитель» его лучшим произведением. Так ли это, решать нам — читателям.

Цитата: «Русская история даёт примеры удивительных степеней подлости и низости: впрочем, не аномальных на фоне остальных народов, хотя у нас есть привычка в своей аномальности остальные народы убеждать — и они верят нам; может быть, это единственное, в чём они нам верят».

Онлайн-журнал Eclectic, 03.09.2014