Испытание зверем

Писатель Захар Прилепин ныне в фаворе у читателей и критиков — получил даже «Супернацбест», то есть премию за лучшую книгу десятилетия. Популярный писатель, который хочет оставаться в границах высокой литературы, напоминает эквилибриста: как угодить и массовому читателю, и гурману, синтезировать стиль блокбастера и традиционного романа? Прилепину, похоже, это удается. Тема романа, который читается на одном дыхании, что ни на есть конъюнктурная: война в Чечне. Но это ни разу не «Война и мир». Мира не предвидится — ни в душах, ни в событиях. Война в изображении Прилепина — это просто стихийное зло, здесь нет правых, виноватых, только животный страх смерти, только насилие, которое порождает насилие, невинные жертвы с обеих сторон, не приносящее плодов мужество и бессмысленная жестокость. Можно ли уцелеть здесь духовно? Ответ автора опять–таки отрицательный. Среди персонажей присутствует верующий, воцерковленный человек, вызывающий проповедями раздражение у других героев. Но когда он тоже проходит стадию озверения, начинает убивать, сразу становится симпатичным, «своим». Выжившие солдаты из отряда, отправленного начальством за большие деньги выполнять невыполнимое задание, возвращаются домой. Это уже другие люди. Другие ли? Критики подчеркивают, как главный герой во время ужасов войны вспоминает отношения с любимой девушкой Дашей, противопоставляя их реальности, спасаясь воспоминаниями. Но если внимательно прочитать эти мирные эпизоды — мир ли это? И в любви герой умудрялся воевать. Мучился бессмысленной ревностью, уничтожал (пока мысленно) соперников, выслеживал, прятался, догонял, пугал… Война — патология, ставшая нормой, но и в мирной жизни герой патологичен. Зверь спрятан в душе каждого… Беда — если его выпустить.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ
«Беларусь сегодня», 22.07.2011