Захар Прилепин. "Леонид Леонов"
У поколения сегодняшних 20-30-летних фамилия "Леонов" ассоциируется лишь с кино и космосом. Словосочетание "Русский лес" вызывает в памяти разве что главу из пелевинской "Жизни насекомых" - ту, что про комаров (и то ещё, если вам попадётся развитой 20-30-летний, читавший Пелевина "довампирского" периода). А "Вор" - это, кажется, фильм такой был? Или сериал про ментов?
Проще говоря, из современного сознания благополучно выпал писатель, которого называли учителем Виктор Астафьев и братья Стругацкие и чей столетний юбилей Валентин Распутин поставил наравне с двухсотлетием пушкинским. Печально.
Замечательно, что за биографию Леонова для "ЖЗЛ" взялся именно Захар Прилепин, - получился славный пиар для классика, и это тот самый случай, когда пиар всё-таки не адское зло, а полезное явление. Ведь она стоит, ой как стоит того, чтобы её прочитали - эта (кстати, очень увлекательно и страстно Прилепиным изложенная) история так и не понятого до конца "правильного" советского писателя, всю жизнь игравшего в огромную, опасную игру с веком-волкодавом. "Правильного" советского писателя, который в своём романе "Дорога на Океан" одного героя - аклиматизировавшегося в советской действительности бывшего белого офицера Протоклитова - сделал до ужаса похожим на себя, а другого - доблестного члена армейского Реввоенсовета Курилова - до ужаса похожим на Сталина. И Курилова убил.
"Что читать" №5 за 2010 г.