Захар Прилепин. «Леонид Леонов»

У поколения сегодняшних 20-30-летних фамилия «Леонов» ассоциируется лишь с кино и космосом. Словосочетание «Русский лес» вызывает в памяти разве что главу из пелевинской «Жизни насекомых» — ту, что про комаров (и то ещё, если вам попадётся развитой 20-30-летний, читавший Пелевина «довампирского» периода). А «Вор» — это, кажется, фильм такой был? Или сериал про ментов?

Проще говоря, из современного сознания благополучно выпал писатель, которого называли учителем Виктор Астафьев и братья Стругацкие и чей столетний юбилей Валентин Распутин поставил наравне с двухсотлетием пушкинским. Печально.

Замечательно, что за биографию Леонова для «ЖЗЛ» взялся именно Захар Прилепин, — получился славный пиар для классика, и это тот самый случай, когда пиар всё-таки не адское зло, а полезное явление. Ведь она стоит, ой как стоит того, чтобы её прочитали — эта (кстати, очень увлекательно и страстно Прилепиным изложенная) история так и не понятого до конца «правильного» советского писателя, всю жизнь игравшего в огромную, опасную игру с веком-волкодавом. «Правильного» советского писателя, который в своём романе «Дорога на Океан» одного героя — аклиматизировавшегося в советской действительности бывшего белого офицера Протоклитова — сделал до ужаса похожим на себя, а другого — доблестного члена армейского Реввоенсовета Курилова — до ужаса похожим на Сталина. И Курилова убил.

«Что читать» № 5 за 2010 г.