Писатель Захар Прилепин о мужестве, Родине и челябинских лицеистах

Он был командиром ОМОНа, дважды ездил в Чечню, работал вышибалой. Отец четверых детей. В его 36 лет считается лучшим молодым писателем современной России.

Его сравнивают то с Горьким, автором романа «Мать», то с Николаем Островским, написавшим «Как закалялась сталь». А ещё он стал частым гостем в Челябинске, вот уже второй раз приезжает в 31-й лицей, чтобы провести открытый урок.

Верните честь

- Почему вы приезжаете в 31-й лицей?

- То, что происходит в этой школе, просто преисполняет меня радостью. В первый приезд я провёл шесть уроков и вот теперь ещё два. Если есть в городе два-три человека, которые организуют какую-то жизнь (интеллектуальную, культурную, литературную или спортивную - какую угодно), то город начинает жить. А если их нет - превращается в ленивое, мрачное и безжизненное болото.

Александр Евгеньевич Попов и Нелли Михайловна Пащук (директор лицея № 31 и главный специалист по учебно-методической работе. - Ред.) делают вещи совершенно необычайные. В России колоссальное количество гуманитарных заведений, которые ничего подобного никогда не видели. А тут физмат, где литераторы и не нужны по большому счёту, потому что непрофильные дисциплины преподают, но здесь осознают, что гуманитарные и точные науки каким-то образом смыкаются и образуют неразрывное целое человеческого интеллекта, миропонимания.

Здесь совершенно волшебные дети, открытые, внимательные, слушают замечательно…

- О чём вы разговаривали?

- В России сейчас к самым важным, базовым понятиям, таким как Родина, честь, мужество, относятся как-то скептически. Эти слова не принято произносить среди продвинутых молодых людей. А на самом деле эти мысли надо возвращать. Что Родина одна и что она прекрасна. Что мужчина должен вести себя как мужчина, а женщина быть женственной. Что читать книги надо, потому что эмоциональная сфера, эмоциональная культура необходима для любого мыслящего человека. И я пытаюсь об этих простых, элементарных вещах заново что-то сказать, потому что дети в нынешнем своём состоянии нуждаются в том, чтобы им их вернули.

Говорю я о них, кстати, чуть сложнее, чем это, наверно, необходимо для ребят 8-9-х классов, но мне кажется, что планку всегда нужно ставить чуть выше. Я не хочу с ними как с детьми разговаривать. Я хочу, чтобы они напрягли свой мозг. Некоторые вещи, мне кажется, я говорю не случайно, и потом они могут в них сыграть, щёлкнет какой-то тумблер в определённый момент.

Не знаю, приняли они это или нет, но потом в коридоре задавали вопросы совершенно неожиданные, даже не из сферы культуры или науки, причём было видно, что им интересно выслушать мнение взрослого человека. Значит, урок был ненапрасен. Какая-то степень доверия была достигнута. Пришёл какой-то дядя, бритый наголо, говорил какие-то сложные вещи, но в них это не вызвало отторжения, они не сбежали с урока, чтоб забыть его как страшный сон, а, наоборот, всей толпой собрались вокруг и стали спрашивать.

Чтобы мы не исчезли

- У меня есть знакомый букинист, который принципиально не читает современную литературу. Соответственно ваши тексты тоже. Что бы вы могли ему сказать?

- Был такой культовый журналист Невзоров. Я слушал одно его интервью, где он сказал: «Я не читаю современную литературу, потому что хочу иметь дело с проверенными вещами. Я читаю Достоевского и Толстого, потому что это то пространство, где меня не обманут». С одной точки зрения, это разумная позиция, потому что - да, не обманут. Но с другой - если бы Невзоров жил во времена Достоевского и исповедовал те же взгляды, он бы говорил: «Я современную литературу не знаю и знать не хочу,  читаю Тредиаковского, Ломоносова и Фонвизина - и чувствую себя нормально».

Я ни в коем случае не выдаю себя за русского классика, но в России точно есть добрая дюжина авторов, которые написали очень важные книги о современности, нашем обществе, гражданском чувстве. И прочитать их желательно вовремя. То, что мы живём в век информации, нас завораживает. Мы читаем все эти ленты, блоги и твиты, думая, что очень многое узнаём. На самом деле это неструктурированная, разваренная информация, которая нам ничего по сути не объясняет. Есть такая замечательная фраза: «Мы знаем всё больше и больше о всё меньшем и меньшем». Это абсолютная правда. В этом смысле те, кто вовремя прочли книги Дмитрия Быкова, Эдуарда Лимонова, Андрея Битова или Валентина Распутина, - такие люди куда грамотнее разберутся с нынешним временем, чем не читавшие их.

Тем более что Россия сейчас находится на очередном витке, когда она может исчезнуть. В том числе и потому, что мы вовремя не разобрались в происходящем вокруг. А ведь литература - это такой сгусток, квинтэссенция реальности. Если мы обменяем её на ленту в ЖЖ, то не сможем эту реальность понять. Так же, скажем, для наших родителей было важно вовремя прочитать повести Распутина или Аксёнова, чтобы осознать новую знаковую систему, пользуясь которой они могли бы понять друг друга. Они же не могли это сделать по газетам «Правда» и «Известия». Мы очень серьёзно заблуждаемся, если считаем, что медиа нам всё прекрасно объяснят. Я не призываю, но было бы лучше, если бы как можно больше людей читало современную прозу. Это бы упростило принятие важных решений во имя того, чтобы мы не исчезли.

- Вы назвали Лимонова. Довольно неожиданно...

-Можно к Лимонову по-разному относиться как к человеку, но писатель он великий. Когда люди тотально не соображали, что происходит в стране, Лимонов всё прекрасно знал, и огромная часть его прогнозов сбылась с невероятной точностью. Сегодня никто не несёт ему цветов, часть населения считает его каким-то безбашенным маргиналом, а на самом деле он мыслитель мирового уровня. Но чтобы это понять, нужно обладать неким интеллектуальным багажом, а не смотреть Первый канал.

- Кого из современных российских писателей вы рекомендовали бы изучать в школе?

- Александр Кузнецов-Тулянин написал гениальный роман «Язычник» - стопроцентную русскую классику! Включил бы его в школьную программу в обязательном порядке.

- Не исключаете ли вы для себя занятие политикой в будущем?

- Может, не исключаю, но я не хотел бы заниматься политикой. Мне это не очень интересно. Просто меня волнует судьба моей страны и судьба моих детей в ней. Если бы я увидел, что Россию возглавили люди, которые мне симпатичны и которым я доверяю, я бы в ту секунду прекратил заниматься этим раз и навсегда. Это не моё дело, у меня нет политических амбиций. Но я считаю своим долгом говорить то, о чём другие молчат.

Досье

Захар Прилепин (настоящее имя - Евгений). Родился в 1975 году в д. Ильинка Рязанской области в семье учителя истории и медика. По образованию филолог. Журналист, колумнист. Автор романов «Патологии», «Санькя», «Чёрная обезьяна» и др. Его книги переведены на 11 языков.

Руслан САФИН, «АиФ - Челябинск» - №42 от 19 октября 2011