Интегральная метаполитика
Захар Прилепин — человек, напоминающий выдающихся деятелей эпохи Ренессанса своей многогранностью. Его знают в сферах культуры, литературы, политики, театра, кинематографии, журналистики и в армейских кругах. Он родился в небольшом селе Ильинка Рязанской области. За свою жизнь он обрёл такой разнообразный жизненный опыт, которого хватило бы, по крайней мере, на несколько десятков современных россиян.
Возможно, именно поэтому он так близок к тем из россиян, кто чувствует кожей социальный ритм жизни, прекрасно осознавая заботы, страхи и вопросы, преследующие своих соотечественников. Наверное, отсюда необычайная популярность Прилепина, который в современной России является не только одним из самых читаемых писателей, но и политиком, который набирает все большую популярность. Одновременное сочетание человека культуры и политики в его случае кажется чем-то совершенно естественным. Не зря Захар Прилепин в молодости учился у умершего в прошлом году Эдуарда Лимонова, великого писателя и одновременно политического скандалиста. Различие между ними в том, что из уроков антисистемной деятельности Лимонова он сделал очень важные конструктивные выводы. Он основал партию, которая имеет реальные шансы, благодаря её объединению со «Справедливой Россией» известного политика Сергея Миронова, быть не только представленной на осенних выборах в Государственную Думу, но и провести в неё своих представителей.
Автор «Ополченского романса» сегодня формирует взгляды и вкусы многих россиян. Так он выходит далеко за рамки политической деятельности. Он движется в пространстве метаполитики. Запись и авторство текстов в исполнении рэперов молодого поколения Хаски (Дмитрий Кузнецов) и Рича (Ричард Семашков), появление в ряде фильмов (в том числе Алексея Учителя), экранизация собственного романа «Обитель» в форме сериала (режиссер Александр Велединский), авторство программы «Уроки русского» на канале НТВ, должность заместителя программного директора МХАТ им. Горького и многие, многие другие действия делают Прилепина чрезвычайно многогранным в российской общественной жизни.
Его посыл, однако, непротиворечив. «Партия „ЗА ПРАВДУ“ считает себя частью международного консервативного и традиционалистского политического движения, выступающего против неоколониализма. Нам одинаково близки позиции как левых, так и правых политических сил, отстаивающих правду, социальную справедливость и свободу», — говорится в её программном заявлении.
Захар Прилепин также известен польским читателям; он вошел в канон литературы не только России (его романы глубоко укоренились в российской действительности), но и Европы. Издательство Czarne опубликовало «Санькя» (Воловец 2008), «Патология» (Воловец 2010) и «Черная обезьяна» (Воловец 2013), издательство Czwarta Strona выпустило «Обитель» (Познань 2016).
Его рассказы публиковались в различных сборниках и литературных журналах, а сам автор неоднократно бывал в Польше, о чем упоминает в интервью, которое дал нашему изданию. Несколько лет вокруг него и его работ царит удивительная тишина; оказывается, что и в художественной литературе есть индекс книг и авторов, которые неофициально запрещены. Польской элите не нравились его выбор и политические декларации.
Все шло хорошо, пока писатель сотрудничал и был связан с широко понимаемой оппозицией, включая Лимонова, отчаянно искавшего в последние годы жизни любые, даже самые экзотические формы противостояния правящей системе в России.
Когда Прилепин однозначно встал на сторону мира и русской цивилизации, заявил о своем участии в борьбе с киевским режимом на Донбассе — он дал понять, что является сторонником патриотических левых взглядов, аксиологически считающихся консервативными. Это привело к тому, что он перестал вписываться в искусственно созданный в Польше образ русской интеллигенции, борющейся с авторитаризмом и разделяющей индивидуалистическую версию неолиберализма, преобладающую на так называемом Западе.
Возник своего рода когнитивный диссонанс. С одной стороны, литературные критики не могли отменить своего восхищения литературным талантом Прилепина, но, с другой стороны, страх политкорректности и обязательная тотальная критика Кремля означали, что они больше не могли публично рекомендовать читателям творчество писателя из российской провинции.
Несмотря ни на что, Прилепин остается самим собой. Он — цельная фигура, несущая ясное послание, обладающая удивительными энергетическими ресурсами, которые позволяют ему распространять свои взгляды всеми доступными способами. Прилепин-писатель неотделим от Прилепина-политика. Это просто разные формы деятельности, направленные на достижение одной и той же цели: возвращение современной России к её исконному, социально-консервативному облику, защита общества от фрагментации и атомизации, и, наконец, действия по укреплению статуса страны как сверхдержавы в формирующемся многополярном мире.