«Национальный бестселлер»: скоро финиш
Нижегородский писатель уже третий раз попадает в короткий список Нацбеста. Первый раз это был роман о чеченской войне «Патологии», потом «Санькя», рассказывающий о революционных буднях членов одной запрещенной партии. Теперь это «роман в рассказах», как написано в выходных данных, а на самом деле просто сборник рассказов. На обложке книги не зря красуется лысая голова автора — Прилепин сам по себе очень значимая фигура для современной молодой литературы. Нацбол, вояка, отец троих детей — каждый его текст это больше, чем текст, это текст плюс авторская харизма. Если же учесть, что писатель Прилепин без дураков очень хороший, ничуть не удивительно, что «Грех» вышел в короткий список с максимальным числом баллов.
Очень похоже, что «Грех» опровергает один из главных постулатов академического литературоведения: автор и герой здесь совпадают. Кулакастый меланхолический добряк, не устающий испытывать мощнейший восторг от жизни как таковой, — он во всех рассказах один и тот же Захарка. Будь он безработным журналистом, вышибалой в кабаке или школьником на каникулах, делать он во всех рассказах будет примерно одно и то же — жалеть щенков, пьянствовать, всматриваться в распускающиеся на деревьях листики, заглядываться на девушек.
Но в каждом рассказе есть и тайный сюжет: жизнь противостоит смерти, между двумя этими полюсами создается смысловое напряжение, в котором герой и получает возможность осознать себя существующим. Язык Прилепина прозрачен, как чистая вода, интонация заражает своей искренностью и интимностью, в автора такого текста немудрено заочно влюбиться, если ты девушка, а впечатлительный юноша мог бы выбрать героя этой книги как образец для подражания.