Захар Прилепин открыл нового себя в «Пацанских рассказах»
«Ботинки, полные горячей водкой» — очередная порция историй из жизни их автора Захара Прилепина.
«Пацанские рассказы», а именно так звучит второе название этой книги, очень похожи на дневник, а точнее на прозу-блог, в котором Прилепин рассказывает о своей жизни.
Травит байки о пьяноватых похождениях в компании с неизменным отсидевшим свое «братиком», неповоротливым другом братика Рубчиком и про то, как он — Захар Прилепин — встречался и пил с рок-н-рольным кумиром юности, в котором легко узнается лидер «ДДТ» Юрий Шевчук. Литература в целом поэтичная, тонкая, пронзительная, точная и о чем-то таком, без чего, собственно, никак жить нельзя автору, а вслед за ним и читателю, даже если он открыл книжку, чтоб прочесть парочку пацанских рассказов и «брутальных» (так в анонсе) новелл.
Герой книги намеренно не включается в действие. Совершают поступки другие. Братик с Рубчиком готовят шашлык из собачатины, чтобы охмурить студенток провинциального техникума. Захар не может есть собаку и любить девицу, по неведению закусившую неведомой дворнягой. Он напивается и страдает рядом с любвеобильным братиком. Как оказывается — зря. Захара разыграли. Шашлык был не людоедский, а вполне себе свиной (рассказ «Собачатина»). После возлияний в той же компании братик бурно любит девочку по вызову. Захар отсиживается на балконе. Все это описано с изрядной долей тонкой и всегда уместной иронии над собой и «старшими» приятелями. Тем пронзительнее внезапное осознание прилепинским героем его несогласий с творимым пусть и самыми любимыми людьми и невозможности хоть что-то изменить своим неучастием.
Сравнение «Ботинок, полных горячей водкой» с прозой Сергея Довлатова очевидно до навязчивости. Сам автор дал прямую наводку в заголовке, отослав сомневающегося к довлатовскому «Старому петуху, запеченному в глине». Сходств так много, что не сразу определишь, в чем оно. Кажется, своей природой и составом прилепинские страдания вполне подростковые, пацанские. Душа мягкая, податливая тянется на разрыв между взрослящим ее грехом и почти детской чистотой и простодушием.
Но то, что читатель знает о Прилепине из биографии, что он сам знает о реальной жизни далеко уводят и его и его прозу и читателя от известного периода жизни со всеми признаками взросления на излом. То есть чистота и трепетность в отношении к людям и любви, с которыми рано или поздно приходится прощаться и лучше это делать легко и не заморачиваясь, на самом деле стоят неизмеримо больше, чем мы соглашаемся платить.
Никита Инфантьев, MSN Россия - 22 октября 2008 г.