Руки прочь от «Саньки»
Сборник эссе Захара Прилепина «Terra Tartarara»
Подобно хрестоматийным реалистам прошлого, Захар Прилепин умеет в малом находить великое. Впрочем, в плане смены прозаических форм путь Прилепина скорее представляет собой последовательный переход от великого к малому: прославившись сначала двумя романами, он позже снискал успех в качестве автора рассказов. Теперь он выпускает уже вторую книгу эссе.
Эссеистический сборник «Terra Tartarara» устроен по тому же принципу, что и предыдущий прилепинский опыт в данном жанре - книга «Я пришел из России». Прилепин постоянно публикует мировоззренческо-полемические тексты в периодической печати, и оба эти сборника составлены из того, что прежде появлялось на страницах авторитетных СМИ.
В своих эссе Прилепин столь же амбивалентен и так же верен некой раз и навсегда выбранной золотой середине, как и во всем остальном. Произнося злободневные публицистические монологи, он как будто бы удерживается в границах жанра, но, с другой стороны, по стилю и духу Прилепин-публицист порой неотличим от Прилепина-рассказчика. Да и содержательно некоторые его эссе похожи на рассказы, как и рассказы на эссе. А это сходство, в свою очередь, идеально соответствует образу автора: харизматический писатель и должен быть един во всех своих ипостасях, иначе у поклонников может наступить когнитивный диссонанс.
«Terra Tartarara» - эссеистика прямого действия, недалеко ушедшая от интерактивного общения с оппонентами. В центре разбираемых коллизий вновь и вновь оказывается все та же фигура автора: авторский опыт и авторские эмоции здесь - все, а респектабельные социологические абстракции - ничто. Впрочем, Прилепин уважает и грамотно использует статистику - недаром он все-таки не только писатель, но и политик. И по теории у него тоже твердая «пятерка»: он никогда не путает правое с левым.
Истинный талант к полемике проявляется не в безукоризненности аргументов, а в способности говорить так, чтобы аудитория верила или как минимум прислушивалась, независимо от того, насколько убедительны произносимые слова с точки зрения логики. И в этом смысле Прилепин, кроме шуток, прекрасный полемист. Он, например, может едко посетовать на повальный консерватизм нынешней российской молодежи, и голос его будет звучать так уверенно, что читатель сразу забудет о не столь уж редких левацких эскападах продвинутых студентов. А уж там, где дело доходит до ответов на буржуазную критику «нацбольского» романа «Санькя», Прилепин становится просто королем ринга, оставаясь при этом безупречно корректным.
По прочтении этого сборника остается лишь надеяться, что Прилепину не грозит слишком раннее повторение обозначившейся ныне писательской участи Эдуарда Лимонова, ушедшего в публицистику окончательно и бесповоротно. Ведь та самая общественная ситуация, с осмыслением которой Прилепин пытается справиться средствами эссеистики, бросает не менее дерзкий вызов романисту.
КИРИЛЛ РЕШЕТНИКОВ, "Газета" №62 от 09.04.2009г