Довоенный Прилепин

Захар Прилепин в 2004 году начал как военный писатель, да и сейчас он снова на войне. Но ещё до Крыма он успел подвести итог XX веку России.

Один из самых ярких писателей современной России Захар Прилепин конфликтов точно не боится. А его книги так вообще конфликтами питаются. В них бьют долго и с удовольствием, а любят красиво, но коротко. Всё это не удивительно: он начал писать уже в XXI веке, и много написал про 1990-е — где уж там найти бесконфликтную тему?

Книга
«Восьмёрка» Захара Прилепина
Год издания
2012
Время действия
1990-е
Место действия
Россия
Стоимость
Около 300 рублей

Братва, не стреляйте друг в друга!

Шорох позвонил в 5 утра, коротко объяснил: его «замесили» трое в «Джоги», они ещё там, наши скоро будут. Гера выскочил на улицу, поймал попутку — но не успел. В клуб зато успел, увидел Гланьку, а Грех успел оттереть от микрофона диджея, заказать «Голубую луну» для местной братвы: «Братва», не стреляйте друг в друга! Любите друг друга! Ласкайте друг друга! И к чёрту этих баб! Раз в году нормальный пацан имеет право побыть самим собой!». Но войну между местными бандитами и ОМОНовцами на «восьмёрке» начинает даже не эта выходка.

Захара Прилепина не раз и не два ставили в список самых перспективных политиков России, так что не странно, что он всё-таки решил: наступило время, когда война важнее книг, — и отправился в ДНР. И, конечно, российская литература не сможет обойти стороной ДНР, ЛНР и «ополченцев»: кому, как не Прилепину, которого называют одним из основоположников современной военной прозы, писать об этом? Думаю, напишет. Если не убьют.

Повзрослевший Прилепин

Сборник рассказов «Восьмёрка» вышел ещё до «Обители» и до Крыма. И хорошо, что успел: кинокритик Антон Долин назвал фильм «Восьмёрка», снятый Алексеем Учителем по главному рассказу сборника, итогом XX веку. Прилепин эти итоги подводит с 2004 года: чеченские войны, националистические движения, милицейский произвол. И любовь, конечно.

Прилепину-писателю подвластны вообще все жанры (кроме стихов, наверно). Ему одинаково веришь и в коротких рассказах, и в повестях, и в романах.  И в «Восьмёрке» повзрослевший со времён «Греха» Прилепин подводит итоги веку — где-то размашисто и жёстко, где-то коротко и точно. Эта книга — очень личная для писателя. Он и сам это подтвердил, когда отказался писать сценарий к фильму Учителя: ещё раз пережить этот рассказа для него оказалось слишком тяжело.

Бить или быть битым?

Что рассказы личные, понятно и без лишних подсказок. В своих книгах Прилепин не врёт и не выдумывает: говорит то, что чувствует, что сам переживал. Да и как можно описать то, что происходит между ним, его другом и подругой в рассказе «Допрос», да и саму сцену допроса, если ты это не испытал? Подтверждает это и самый короткий, но точно один их важнейших для автора рассказов — «Любовь». Чеченская тема не отпускает его и сейчас.

А ещё Прилепин рассказывает о нежности, о непреодолимом желании поцеловать чужую жену, о том, как решить вопрос: бить или быть битым. И нельзя не обратить внимания на то, как писатель пытается разобраться в том, что такое «отец»: не зря же рассказы «Витёк» и «Лес» начинают и заканчивают сборник, не зря отец есть почти в каждом рассказе, не зря последнее слово, что произносит мальчик — папа.

Кому верить?

И пока я пишу всё это, то постоянно ловлю себя на том, что будто пытаюсь оправдать Захара Прилепина. Да, до «Крымнаш» Прилепин был в оппозиции к власти, но затем посчитал, что Россия начала возрождаться, и стал ту же самую власть поддерживать (так случилось далеко не только с ним). Но ни в моих, ни в ваших, дорогие читатели, оправданиях, уверен, Прилепин не нуждается. Каждый может открыть «Восьмёрку», «Обитель» или «Саньку» и увидеть, что писатель честен со своим читателем в этих книгах, как бы этот читатель к нему ни относился. А чего ещё требовать от писателей?

Хотя вот последнюю книгу Прилепина (ту самую, про «взвод» из русской литературы) читать не стану. Да, я буду верить Прилепину-писателю, но верить Прилепину-политику как-то не хочу.

Павел Дмитриев
«Псковская губерния online», 26.03.2017