«Женщины Есенина»: знаковая премьера во МХАТе им. Горького
В знаменитом театре на Тверском бульваре состоялся первый показ спектакля «Женщины Есенина» по книге Захара Прилепина «Есенин. Обещая встречу впереди». Полный зал, великолепные актерские работы Андрея Вешкурцева (Есенин), Екатерины Волковой (Айседора Дункан), Николая Коротаева (Мариенгоф), впечатляющая сценография Айгарса Озолиньша, музыкальное оформление и костюмы — выше всяких похвал.
Кто они, женщины Есенина?
Прежде всего, главная женщина в жизни любого человека — мать (Екатерина Стриженова, в другом составе ее будет играть Лидия Кузнецова). «Татьяна была на редкость фигуриста и хороша собой — как в стихах, которые ещё вспомним: „…краше не было в селе“», — пишет Прилепин.
Однако красавицу Татьяну раздирали нешуточные страсти, и, уйдя на время от мужа (и бросив маленького сына Сергея), она родила еще одного сына от другого человека. Сложная — это еще очень мягко выражаясь — ситуация в семье сильно повлияла на Есенина и, возможно, отразилась впоследствии на его собственных отношениях с женщинами. Он всегда появлялся в их жизни, как комета, и, озарив собой какой-то кусочек их существования, исчезал. Удержать его не могло ни наличие общих детей, ни преданность, ни женская хитрость.
Вот кроткая Аня Изряднова (Мария Янушевская), мать первого сына Есенина, вот яркая Зина Райх (Алиса Гребенщикова), и не только они, а затем — столкновение двух комет: появляется Айседора Дункан (фантастическая Екатерина Волкова, в другом составе эту роль играет Эльвира Цымбал). Сцены Екатерины Волковой и Андрея Вешкурцева (который порой так похож на Есенина, что это даже немного пугает) — одни из самых запоминающихся в спектакле.
А между тем в нем говорится не только о влюбленностях Есенина, но и о дружбе, в которой он, судя по всему, был куда более последователен, чем во всех своих романах. Главного друга Есенина, поэта Анатолия Мариенгофа, играет Николай Коротаев. Я видела его в прошлом сезоне в разных ролях («Мифический муж и его собака», «Холодное сердце») — везде он выделялся и был узнаваем, в том числе благодаря выразительному голосу. В роли Мариенгофа Николай Коротаев раскрылся с новой стороны, и любопытно, что он уже не первый раз играет писателя — первым был Чехов в стилистически совершенно ином «Мифическом муже…», где речь шла об отношениях великого писателя и его знаменитой жены Ольги Книппер.
Сложнее всего, конечно, пришлось исполнителю роли Есенина Андрею Вешкурцеву, для которого это первая главная роль на большой сцене. В интервью он признавался, что ему непросто было играть есенинский размах, то, как поэта швыряло из крайности в крайность — и везде он не просто доходил до последней черты, но и стремился пересечь ее. И тем не менее Андрей Вешкурцев, что называется, попал в образ — и внешностью, и игрой, оправдав все ожидания.
Режиссером спектакля стала Галина Полищук, для которой это первая работа в МХАТе им. Горького, но я едва ли не с первых минут просмотра вспоминала совершенно другую постановку на этой сцене — «Лавр» Эдуарда Боякова. При том, что спектакли абсолютно разные (с точки зрения сюжета), явно просматривается нечто общее в освоении пространства сцены ввысь и в движении, в тщательном подходе к музыкальному оформлению и в других деталях, работающих на зрелищность и стилистику постановки.
Яркий и выделяющийся из ряда аналогичных спектаклей о знаменитых поэтах, почти трехчасовой «Женщины Есенина» смотрится на одном дыхании. Это история о любви, о жизни, но прежде всего — история человека, на долю которого выпал исключительный поэтический талант. Гений и люди, гений и судьба, гений и его эпоха — что, в конце концов, может быть интереснее?