Только повод. О новой книге Захара Прилепина
Вышла новая художественная книга Захара Прилепина «Собаки и другие люди», которую он закончил этой зимой, до отправки на фронт.
Если вы, как и я, не являетесь рьяным собачником или почитателем Бианки с Паустовским, в школе всегда пропускали описания природы и считаете, что время стоит тратить на серьёзную литературу, можете смело приступать к чтению, потому что собаки — это только повод.
Последующие рецензенты наверняка отметят, что Захар этой книжкой вышел на новый уровень, взял очередную вершину.
Скажу лишь, что один из рассказов, например, можно включать как образчик малой прозы в писательские курсы: ну знаете, сейчас модно записаться в какую-нибудь литературную мастерскую поучиться писать стихи или романы. Захар написал готовый пример. И готовое задание молодым литераторам. «Напишите полноценный рассказ, фабула которого сводится к одному-единственному действию. Напишите это как триллер, как психологическую притчу, заставьте читателя вспотеть. Сможете — у вас есть шанс стать русским писателем».
Уже первые страницы плавно погружают в сказку.
Затем сказка разрастается в былину. Былина — в миф. И на верхних звучащих нотах начинает мерцать ветхозаветное, почти библейское.
В этой книге имена есть только у собак, котов, попугаев и обитателей глухой деревушки, которые тоже, если приглядеться, не столько люди, сколько лесные обитатели — лешие с русалками. Домочадцы же — просто «жена», «младшая дочь» или «старший сын». Да и имя главного героя мы узнаём из обращения в диалогах. Люди здесь не главные.
Но о чём бы ни писал литератор, он всегда пишет о себе. Захар раскрывается в этой книге, подпускает к себе на расстояние руки. Он радуется, горюет, тает от нежности или задыхается от гнева. Собаки — только повод.
Теперешний Прилепин демонстрирует пугающее понимание женского естества, самой природы женщины. Читаешь о женском коварстве, узнаёшь себя и своих сестёр по полу, восхищённо думаешь: вот же стервь! Вот же сучка! А ведь и правда сучка. Бассет-хаунд. Но какая женщина!
Палитра мужских характеров представлена ещё шире. Тут вам и молчаливые рыцари-интроверты, и жуткие добродушные здоровяки с детским сердцем, и грациозные поэты, и латентные убийцы с мутным взором, и подкаблучники.
Здесь вам и рецепты возвращения правильных мужчин из походов и дальних командировок: «в ночи, в снегу, нежданный, нежный и очень голодный», и мужские метаморфозы после познания женщины, и неизбежная самцовая конкуренция, и вечная мужская дружба.
Язык этих рассказов — отдельное удовольствие. Впрочем, как всегда у него. Сперва выписала ярчайшие цитаты, но потом решила не спойлерить. Собирайте свои букеты на этой поляне.
Ах, да. Чудеснейшие, волшебные иллюстрации только оттеняют и усиливают впечатление от историй.
Но сборник рассказов остался бы просто коллекцией баек и удивительных случаев из жизни, если бы Захар Прилепин не выводил из них такие метафизические глубины, из которых потом выплываешь ещё долгое время по прочтению.
Читаешь, задумываешься, размышляешь.
А собаки — только повод.