Альбом «Охотник» Прилепина: музыкальный эксперимент литератора

Кому-то это нравится, кому-то — не слишком, но Захар Прилепин, один из лучших современных российских прозаиков, не очень медленно и весьма верно движется к статусу «человека и парохода». Выход бестселлера «Обитель» — романа, безусловно, замечательного и важнейшего для русской литературы двадцать первого века — принес нижегородцу престижнейшую премию «Большая книга» и все почести по-настоящему народного писателя. А кризис на юго-востоке Украины заставил широкие массы обратить пристальное внимание на Прилепина-публициста и Прилепина-блогера.

Как следствие, писателя можно регулярно увидеть и на телеэкране, и на разнообразных интернет-порталах, в газетах и журналах — включая глянцевые… Список можно продолжать — и ничего плохого в подобной медийности, пожалуй, нет. Интервью Прилепина всегда любопытны, его размышления об актуальном в недавних «Бурлаках» и «Смуте» мастерски написаны, а возросший интерес к художественным произведениям (в том числе, старым — особенно к «Патологиям» и «Саньке») — вполне заслужен.

Но — не литературой единой. Современный отечественный писатель нередко интересуется музыкой. Иногда — не просто интересуется, а принимает участие в ее создании (вспомним, к примеру, лауреата «Русского Букера» Михаила Елизарова с его экспрессивными акустическими балладами о любви и гнозисе). Из числа таких мастеров слова — и Захар Прилепин. Во многом его стараниями на олимп невероятной «звездности» взошли омско-московские хип-хоперы «25/17». А в одной из песен сайд-проекта ребят — сокрушительного рэпкора под названием «ЛЁД 9» — автор «Обители» даже рискнул прочитать рэп. Было и сотрудничество с другим артистом битово-разговорного жанра — человеком, который скрывается под псевдонимом РИЧ. Менее заметной оставалась собственная группа писателя — коллектив «Элефанк», играющая, как можно догадаться, фанк-рок. Оставалась, впрочем, до поры до времени.Когда Прилепин анонсировал новый музыкальный альбом «Охотник», об «Элефанке» предсказуемо заговорили.

По словам писателя, альбом — еще одна попытка высказаться о важных современных процессах. На этот раз — в песенном формате. Главный козырь — имена на оборотной стороне диска. Константин Кинчев, Дмитрий Ревякин, Александр Скляр — ветераны и классики отечественной рок-музыки. Такой внушительный и пестрый список хедлайнеров того, что называется «русским роком», конечно, привлек к альбому обширную аудиторию. В том числе — любителей шлягеров о том, что такое осень, и ценителей мастерства писать тексты (или «текстА», как они сами их обычно называют), не приемлющие критики, а в качестве основного аргумента пускающие в ход знаменитую формулу «сперва добейся». И, несмотря на смелую идею кооперации лидеров отечественной рок-сцены с андеграундом (не только рэпа — в одной из песен можно услышать голос самобытного контркультурного барда Бранимира), «Охотник» имеет к феномену «русского рока» непосредственное отношение. Со всеми, как говорится, вытекающими. Здесь и музыкальный эклектизм (от нехитрого хип-хоп-бита до неожиданного нью-эйджа с дудуком в стиле позднего «Аквариума»), и нарочитая небрежность в работе с образами, и благородное противостояние всем возможным системам вместе взятым в каждой строчке.

Впрочем, задействованные в записи прилепинского альбома деятели рок-культуры — из тех, кто действительно заслуживает (или, во всяком случае, заслуживал) пристального внимания (хотя и «заносит» за последние 20 лет то одного, то другого). Они куда трезвее многих своих коллег смотрят на происходящее вокруг них, и поэтому их участие в создании «Охотника» идет его содержательной стороне только на пользу. А об умении трезво мыслить самого Прилепина нам уже известно по его замечательной публицистике. Что же касается формы… Она в отечественной рок-музыке и так почти всегда была на вторых ролях.

Шамиль Керашев, Дмитрий Сосновский
«Российская газета», 05.05.2015