Дети девяностых, революционеры нулевых

Наш юнкор делится впечатлениями о спектакле «Отморозки» в Гоголь-центре.

Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.

Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересных городских событиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы. Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.

«Отморозки» — заброшенное поколение, выросшее в «лихих девяностых», а потом попавшее в нулевые, впервые сталкивающиеся с реальностью и пытающиеся её осмыслить и изменить. Именно этот образ показывает режиссер Кирилл Серебренников вместе с артистами «Седьмой студии» в спектакле «Отморозки». Этот спектакль появился на основе романа «Санькя» Захара Прилепина.

Когда впервые оказываешься в «Гоголь-центре» не возникает того «театрального чувства», какое возникает в любом другом театре. Гоголь-центр во всех отношениях «иной». Когда попадаешь в театр, появляется впечатление будто это здание и не ремонтировали вовсе или ремонтировали «по кускам» и в разное время. Одна стена из темного кирпича, другая из фанеры, а другая каменная, покрытая белой краской. И это ещё не все! Можно ходить по небольшому помещению холла и читать высказывания на стенах. Внутреннее «убранство» театра так же любопытно, как и постановки в нем.

Когда входишь в зал на спектакль «Отморозки», при взгляде на сцену, сразу появляется вопрос: «А что на сцене делают полицейские?». Да, до начала спектакля на сцене вас встретят символичные металлические ограждения, полицейские и периодические появляющиеся вдали сцены актеры. Как вы уже поняли, занавес отсутствует, и это поражает!

Что касается металлические ограждений, то это главные декорации всего спектакля. Они будут присутствовать на всем протяжении спектакля, как символы раскола между радикально настроенными молодыми людьми и противостоящими им органами правопорядка и представителями правительства. В противовес этому противостоянию такие вечные темы, как дружба, любовь. Дружба между членами молодых людей и любовь главного героя Гриши (Филипп Авдеев) к «революционерке» Кате (Екатерина Стеблина).

Рассказать вкратце о сюжете спектакля невероятно трудно. Сказать о чем — о жизни. О разных людях, которых можно встретить на протяжении всего спектакля, к которым мы проникаемся. Даже к самым, казалось бы, «враждебным». И у злодея может быть жена и сын, который может заболеть и попасть в больницу. И у «омоновца» есть чувства, он тоже человек, которому может быть больно, но другой работы он не может найти. Даже профессиональная певица, потрясенная избиение парня, может пойти на «баррикады». Все эти обычные «особенные люди» делают спектакль особенно жизненным и близким каждому.

Герои спектакля вызывают двойственное чувство. С одной стороны сочувствие, а с другой неприязнь. Сочувствие вызвано их искренним желанием изменить мир вокруг себя, их борьбой против несправедливости, лжи, насилия, источником все этого герои считают власть. С другой же стороны у зрителя возникает чувство неприятия. Герои борется против «зла» насилием. Герои радикальны, тоже жестоки. Некоторые из героев не всегда все понимают правильно или просто не хотят понять. У них нет определенной цели. Их цель абстрактна.

Не раз в спектакле звучит словосочетание «Здравый смысл». Не раз те герои спектакля, не относящиеся к «отморозкам», произносят эту фразу. Пускай у героев спектакля нет «здравого смысла», но они живут свободно, они не привязаны к благам этого мира.

Спектакль не говорит нам, «как надо» или «как не надо», но показывает тенденцию нашего уклада. Кульминацией спектакля является захват «отморозками» здания местного правительства. Молодые люди, сжимая в руках ворованные автоматы, даже не умеют стрелять из них, но стоят за свою цель, за свою мечту, заявляя «Мне нужна родина!»

На протяжении всего спектакля режиссер и актёры держали зрителя в напряжении. Иногда напрашивалась слеза, а иногда смех охватывал весь зал. Все как в жизни, есть веселые моменты, а есть и время трагедии и слез. «Но всегда есть надежда», будто говорят нам со сцены. Надо верить, мечтать и жить… Но жить не бесцельно…

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Преподаватель литературы:

— «Отморозки» Кирилла Серебренникова по роману Захара Прилепина «Санькя» в Гоголь-Центре — это сильный, экспрессивный и актуальный спектакль, рассчитанный прежде всего на молодую аудиторию. Предельный аскетизм декораций — знакомые по московским улицам железные заграждения, железно звучащие при постоянном изменении рисунка места действия на сцене. Простая и точная игра молодых актеров, эмоционально переполняющих сценическое пространство и заряжающих энергией зал. Спектакль, ни на минуту не провисающий, интересный в течение двух часов и при этом не столько событийный, сколько размышление и переживание.

Анна Волкова, школьница:

— Хороший политический подтекст с лимонами, мат очень уместен, хорошо противопоставляется образ Кремлевской вседозволенности — честным справедливым, пусть и максималистично настроенным людям.

Маргарита Филькова
«Вечерняя Москва», 12.11.2013