В поисках пощады и смысла
«Отморозки» Кирилла Серебренникова на фестивале «Твой шанс»
В РАМКАХ Международного фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс» на «Винзаводе» был показан спектакль Кирилла Серебренникова «Отморозки», премьера которого состоялась недавно в Берлине на фестивале «F.I.N.D.». «Отморозки» — картина русского бунта, как водится, бессмысленного и беспощадного, но все же требующего анализа и понимания.
Настраиваться на спектакль невольно начинаешь уже по дороге к «Винзаводу». В глаза бросается блеск дорогих магазинов и загаженность скверика со спящим бомжом.
Роскошный «Икарус» делает мертвую петлю по трамвайным путям. Пип-шоп красуется на фоне отдаленной церкви.
Само пространство «Винзавода» кажется каким-то параллельным миром, в котором постепенно обживается Кирилл Серебренников со своим курсом из Школы-студии МХАТ.
Текст «Отморозков» вырос из романа Захара Прилепина «Санькя» и документальных монологов в стиле verbatim, которые собирали сами актеры.
С попытки расслышать каждого, понять его пусть примитивную, ущербную, но все же правду и начинается этот спектакль. Задуманный как вторая часть дилогии после сурковского «Околоноля», «Отморозки» по сути являются полной противоположностью первой части. Фальшивые, хоть и мастерски сыгранным рефлексиям героев «Околоноля» противопоставлена подлинность «Отморозков», где жалко всех.
Главный элемент декорации — железные решетки, разделившие «радикально настроенную молодежь» и осатаневших «ментов»: расколотая Россия, которая может соединиться только в кровавой схватке. Но кого только не встретишь в этой толпе. Страж порядка с прокушенным пальцем, который не умеет по-другому зарабатывать.
Отчаявшийся подросток, у которого «украли Родину».
Стильный гей, которого коробит неэстетичность происходящего. Певица, что пробирается на распевку в «Чайник» (Зал Чайковского) и ужасается неправильному крику на «связках» кого-то из митингующих. Но крикуну на связках разбивают лицо, и певица понимает — от этого зрелища ей уже не отмахнуться.
Спектакль ведет нас по всем кругам социального ада, в который окунулся Гриша Жилин (Филипп Авдеев). Нищета матери и жуткие похороны отца (гроб так и остался брошенным в зачарованном зимнем лесу).
Предательство «лидера», о котором избиваемый милиционерами парень может только догадываться.
Гибель любимой девушки, забитой насмерть за брошенную в президента тухлятину. Общение «со старшими товарищами», которые одеты в костюмы от Brioni и «пашут, как рабы на галерах». Попытка убить своих обидчиков, которая заканчивается ничем — ненавидя абстрактную власть, Гриша так и не сможет выстрелить в конкретного человека.
Таких как Гриша и его товарищи, мы легко окрестили «детьми с Манежки». Но от такого сравнения «Отморозки» счастливо уворачиваются, обойдясь без национализма.
Рожденные в конце девяностых, «околоноля», заполняющие собственную пустоту жаждой бунта против циничной власти, недолюбленные, с самого начала брошенные даже родителями, которые остервенело зарабатывают на жизнь.
Умело направляемые нечистыми руками политтехнологов и — вопреки ожиданиям последних — идущие куда дальше запланированных «акций протеста». И в итоге — приговоренные к гибели самим обществом.
Когда в финале несколько подростков, пошедших «на Кремль», сжимая краденые «калаши», из которых они даже не умеют стрелять, выглядывают из окна захваченного здания администрации на приближающийся ОМОН, между ними и нами уже нет никаких «полиционеров».
Это крестовый поход наших детей. И к нам обращены их лица.