«Я — похнюпый». В Петербурге показали моноспектакль по рассказу Захара Прилепина

17 января в арт-пространстве «Театральная долина» состоялся моноспектакль «Ты чё такой похнюпый?».

Сложно найти человека, который будет равнодушен к созвучию букв «Захар Прилепин». Оно вызывает целую палитру чувств: от неприязни и ненависти до бесконечной любви. Одни кричат: «Прилепина в президенты Украины!», а другие называют его «террористом». Впрочем, к литературе Прилепина отношение более однозначное. У читателей его творчество вызывает восторг, тёплое родственное чувство, симпатию, а иногда и отвращение. Некоторые из них говорят о том, что темы, затрагиваемые Прилепиным в произведениях настолько им близки, что они растворяются во время чтения. Другие же склонны углублённо разбирать литературные задумки автора.

В 2007 году Захар Прилепин выпускает роман в рассказах «Грех», где читатель знакомится с рассказом «Колёса». Через восемь лет режиссёр Владимир Дель поставил монопектакль «Ты чё такой похнюпый?» по мотивам этого рассказа. Единственным актёром, которого можно наблюдать на сцене в течение часа, стал Михаил Сиворин из Молодёжного театра «Предел». Постановку счастливым петербуржцам впервые удалось увидеть в Доме Актёра в декабре 2015 года. Премьера же состоялась на родине писателя, в городе Скопине Рязанской области, с участием самого Захара Прилепина.

Спектакль «Ты чё такой похнюпый?» стал участником X Международного театрального фестиваля моноспектаклей «SOLO 2017» в Москве и Лауреатом XXII Международного театрального фестиваля «Рождественский парад 2015» в Петербурге в номинации «Лучший моноспектакль». Спектакль вновь приехал в Северную столицу, чтобы в очередной раз порадовать жителей города на Неве монопостановкой. Показ состоялся в арт-пространстве «Театральная долина» кластера «Артмуза» 17 января. В зале собрались взрослые женщины, девушки и несколько мужчин и парней.

История в спектакле, как и в рассказе, ведётся от первого лица. Главный герой — молодой человек, работающий могильщиком на кладбище. Он и рад бесконечно любить людей, но постоянно получает жестокие удары судьбы, после которых оправиться крайне сложно. Герой повествует об одном дне из своей жизни, но периодически болезненно вспыхивало прошлое: случай с мужчиной, который рылся в коляске сестры в поисках полезных вещей, с маленькой девочкой на качелях, назвавшей его некрасивым в тот момент, когда он хотел поделиться своей нежностью и начал её качать, с хозяином большой собаки, который даже не пытался отвести крупное животное на безопасное расстояние от главного героя, сидящего в подъезде…

В кульминации зритель слышит фразу, которой был назван спектакль:

— Ты что такой похнюпый? — спросил меня Вова.
— Какой?
— Похнюпый.
— Что это значит?
— Ну, грустный. Прокисший. В печали.
Я всегда был готов полюбить человека за один, самый малый — но честный поступок. И даже за меткое, ловко сказанное словцо. Вову я давно уважал, но тут он так замечательно определил мое самочувствие, что теплое чувство к нему разом превратилось в полноценное ощущение пожизненного родства.
Прав ты, Вова, никакой я не печальный. И даже не уставший. Я — похнюпый, с отвисшими безвольными щеками, мягкими губами и сонными веками.

Пожалуй, именно этим определением можно назвать общее настроение главного героя на протяжении всего спектакля. Жизнь героя проходит в 90-е годы, когда других развлечений, кроме гулянок с друзьями по улицам и подъездам с водкой, найти было практически невозможно. Однако человек, склонный к самоуничижению и даже самоуничтожению, на деле светел, добр, и что-то христианское мы видим сквозь грязную и потрёпанную оболочку героя.

Надежда Дроздова
«Невские Новости», 21.01.2018