Спектакль по Захару Прилепину показал на «Голосах истории» Белгородский театр имени М. С. Щепкина

«Приговоренный к счастью» поставлен по двум рассказам Захара Прилепина — «Грех» и «Верочка». Для постановки спектакля был приглашён режиссёр народного молодёжного театра «Предел» г. Скопина Рязанской области, заслуженный работник культуры РФ Владимир Дель. Владимир Фердинандович уже в третий раз обращается к творчеству своего талантливого земляка и друга Захара Прилепина.

Ставить спектакли по произведениям современных авторов интересно не только потому, что на режиссере лежит миссия первооткрывателя, — это еще и возможность получить оценку от автора. Так, одним из первых зрителей «Приговоренного» стал сам Захар Прилепин. И в подтверждении слов режиссера о том, что писатель очень доброжелательно относятся к сценическим интерпретациям своих произведений, действительно очень хвалил спектакль: «Я предполагал, что результат будет хороший, но что настолько хороший, представить не мог. Я нахожусь в благостном треморе душевном, у меня внутри всё подрагивает. То, что мне, как автору, казалось незримым и невозможным, я вдруг увидел на сцене. „Грех“ — это совершенно невинный эротический рассказ. Замечательно, что ощущение чистоты, первозданности и невинности в спектакле не просто сохранено — оно существует уже помимо моего текста», — признался Прилепин.

В спектакле всего три актёра — Роман Рощин, Нина Кранцевич и Дарья Ковалевская, но персонажей больше, поэтому артистам приходится не раз перевоплощаться. А ангельские крылышки, которые вы увидели на фото, — это трехлетний Родик, «белое дитя с пушистыми волосами». В аннотации читаем: герой, 17-летний Захарка, проводит лето в деревне у бабушки с дедушкой. Его переполняет радость жизни, и жизнь пока ещё кажется бесконечной. Каждое, даже самое маленькое событие, на пасторальном фоне становится увлекательным приключением. Тем более что рядом с ним очаровательные двоюродные сёстры Катя и Ксюша, в которых он юношески чисто и нежно влюблён… Именно эта влюбленность и становится главной радостью и в тоже время испытанием для Захарки. Поддастся ли он искушению, рассказывать не будем.

Спектакль поставлен по двум рассказам из романа «Грех», но режиссер пытается охватить произведение целиком, показать главный его посыл: жизнь — она прекрасна, она радостна и кипуча. Однако важнейший момент, объединяющий весь роман, это слова главного героя: »…Всякий мой грех… — сонно думал Захарка, — …всякий мой грех будет терзать меня… А добро, что я сделал, — оно легче пуха. Его унесет любым сквозняком…». Вряд ли, конечно, эти мысли родились в голове 17-летнего юноши. Здесь говорит сам автор, который становится полноценным персонажем спектакля, что изначально было важно для режиссера. Дель даже включил в спектакль стихотворение из романа и голос Прилепина, читающего рэп.

Зрителю, не знакомому с литературной основой спектакля, будет сложно выстроить происходящее в какую-то историю. Видимо, у режиссера стояла иная задача: через серию этюдов, зарисовок передать прилепинское ощущение радости жизни, беспощадно счастливой юности в ее «неестественно ярких цветах».

«Книга Прилепина вызывает желание жить — не прозябать, а жить на всю катушку», — такими словами завершает предисловие к роману «Грех» Дмитрий Быков. Спектакль по Прилепину погружает в воспоминания, хотя бы на время сбрасывающие с плеч ненужный груз «взрослых» забот.

Влада Кустова
«Культура в Вологодской области», 24.06.2018