«Допрос» Прилепина в Скопине
12 июня в Скопинском театре «Предел» состоялась премьера спектакля «Допрос» по повести Захара Прилепина. «Растроган, потрясен до глубины души. Когда я смотрел на то, что делают ребята на сцене, – потерял три года жизни!» – были первые слова писателя после показа.
Дружба известного писателя и молодежного театра – не случайна. Объединяет их общая родина – Скопин. Писатель 2011 года по версии журнала «GQ», в наградном отделе которого премии «Супернацбест» и «Бронзовая улитка», произведения которого уже включены в программы и экзаменационные вопросы многих российских вузов, родился в деревне Ильинка Скопинского района. В Скопине по сей день живет его мама. На премьеру спектакля Прилепин так и приехал всей семьей, с мамой и женой.
А если учесть, что артисты Роман Данилин и Михаил Сиворин, выпускники театра «Предел», а ныне профессиональные актеры, наезжают в Скопин тоже только погостить к маме, то премьера спектакля, куда все пришли семьями, напоминала встречу родных и близких друзей.
Пожалуй, именно в такой атмосфере и должен был прозвучать этот пронзительный, хлесткий, порой до невозможности жесткий спектакль. Только в присутствии родственных и всё понимающих душ можно говорить на самые больные для общества темы.
В центре спектакля – два молодых человека, попадающих на допрос в полицейский участок. Как могут проходить такие допросы в России, рассказывать не надо – достаточно посмотреть сводку криминальных новостей. Ни одна писательская, режиссерская или актерская фантазия не сможет передать ту мясорубку боли, через которую могут пропустить невиновного человека.
И всё же эта боль почти физически воплощается на сцене. Режиссер спектакля Владимир Дель говорит со зрителем языком образов, но актерское перевоплощение оказывается настолько правдоподобным, что от этих «бутафорских» ударов вздрагиваешь, как от настоящих!
Допрос делит жизнь ребят на две части: до и после. Как жить после случившегося? Как сохранить человеческое достоинство? Как объяснить самому себе, почему ты просто сидел и плакал в коридоре, а не бросился на этого опера?..
Многочисленных героев повести: двух друзей, опера, маму, дядьку, отца, девушку одного из парней – играют два актера. Они мгновенно перевоплощаются, меняясь местами, становясь из жертвы – палачом, и наоборот. Такая смена ролей освобождает спектакль от оценок. Здесь нет хороших и нет плохих. Здесь у каждого есть свои понятия и идеи. И даже опер своей позицией: «Воры уже не живут по своим понятиям, а я – живу. Я не бью людей в наручниках. Никогда. Я не шью дела и не сажаю невинных. Виноватых сажаю. Я называю свое имя всем подозреваемым, любой мрази. Меня любой может найти – я хожу пешком по городу. Меня всякий обиженный может попытаться выловить и сломать. Но только вот хер им», – в итоге вызывает, как ни парадоксально, уважение зала.
Видя, как мгновенно переходят по образам актеры, осознаешь «обычность» ситуации: каждый в этой стране может оказаться на месте любого из них. От «Допроса» никто не застрахован.
После премьеры Владимир Дель рассказал, что повесть попала в театр еще до выхода в печать. И они сразу же ухватились за этот материал, настолько яркой и образной оказалась проза Захара Прилепина. Сам же писатель признался, что в итоге спектакль получился как нечто совершенно отличное от повести произведение:
– Повесть – это одно. То, что сделал Владимир Федорович Дель – это следующая стадия жизни этого текста. Происходящее на сцене – это уже сотворчество. Я воспринимаю нас как Ильфа и Петрова, мы уже здесь коллеги. Множество ходов, реплик, жестов – всё это появилось сверх текста, преобразовалось в совершенно иные образы. Плюс актеры каждый привнесли в спектакль нечто свое. Я потрясен тем, как они могут перевоплощаться посредством своих внешних и внутренних средств. Это мощнейшие, по самому гамбургскому счету, актерские работы, с чем я их и поздравляю!
Театр, кино – это всегда нечто новое, и я всегда это приветствую. Театр – это бесконечное количество интерпретаций текста. В этом спектакле несколько иной финал, нежели в повести. Я знал о нем, и это тот самый финал, который здесь должен быть, он работает на этот спектакль. Сейчас повесть «Восьмерка» ставит Алексей Учитель, там тоже будет другой финал. И это правильно.
Действительно, по реакции Прилепина в зрительном зале казалось, что он переживает всё впервые.
– Я был растроган и потрясен, думал, у меня на некоторых моментах сердце разорвется, – сказал писатель. – А вокруг Деля вам в Скопине хороводы водить надо! Это же режиссер всероссийского масштаба, – добавил он и пообещал, что осенью скопинский спектакль будет презентован в Москве.
Вера Новикова, "НАША РЯЗАНЬ" - 14.06.2012