С пристрастием
23 февраля в Рязани прошёл премьерный показ нашумевшего спектакля «Допрос» по повести Захара Прилепина в постановке театра «Предел».
Для начала хочется удивиться, как такой крохотный уголок Рязани как Скопин с его населением в несколько десятков тысяч человек умудряется в таких масштабах производить личностей, переворачивающих культурные процессы страны. Сам Прилепин — выходец из Скопина, театр «Предел» — скопинский. Даже задействованные в спектакле столичные актёры Роман Данилин и Михаил Сиворин, примелькавшиеся на экране телевизора, на проверку оказались воспитанниками Владимира Деля и тоже скопинцами. Словом, дивиться и завидовать плодородности скопинской земли можно долго, хотя речь сейчас не об этом.
Спектакль в нетривиальном авторском жанре «пытка в одном действии», к тому же поставленный по повести одного их ключевых писателей современности, не мог не быть многообещающим и скандальным. Сегодня Захар Прилепин — один из наиболее известных русских писателей. Лауреат премий «Национальный бестселлер», «Супер Нацбест», «Русский Букер десятилетия» и многих других. Его проза всегда остросоциальна и раскрывает скрытые, экстремальные проявления человеческой души. И спектакль в постановке режиссёра Владимира Деля выдержал марку. История двоих друзей, ошибочно обвинённых в убийстве, избитых до полусмерти в ментовке и пытающихся заново найти своё место в жизни и выстроить отношения с окружающими их людьми, — далеко не самый типичный проект для рязанской сцены. Театральный «Допрос» шокирует, потрясает, заставляет зрителей думать над вечными вопросами — можно ли отвечать насилием на насилие, и почему между людьми в современном обществе выстроены непробиваемые стены равнодушия. Причём всё это доносится до зрителя не пошлыми сценами ультранасилия, типичными для телевизионных боевиков, а какими-то настоящими, жизненными картинами допросов в ментовке, разговоров на кухне или тривиального общения с соседом на лестничной клетке. И от этого лучше чувствуется и острее осознается вся глубина несправедливости, которая происходит с главными героями спектакля, да и со всеми жителями нашей страны.
При всей грязи в повести (а Прилепин в тексте не избегает мата, описания пыток и избиений, проституток и наркотиков) Дель очень тактично, через фарс, гротеск и богатую систему символов показывает зрителю самые жестокие сцены. Абсурдностью действия словно подчёркивается абсурдность самой ситуации — избиение подозреваемого сотрудником полиции. А тот факт, что для России — это норма и регулярная практика, лишний раз подчёркивает, до какого скотского состояния дошёл гражданин, своим молчаливым согласием поддерживающий господство сильного над слабым. В споре между вчерашним идеалистом-интеллигентом, прячущимся от реалий сегодняшнего дня в уютном обывательском мирке, и живущим «по понятиям» ментом, для которого унизить, избить невиновного, как пару раз плюнуть, — не рождается истина. В героях-антиподах Прилепин, а вместе с ним и Дель показывают тупиковые ветви развития общества, по-своему страшные и не имеющие права на существование. Нельзя сказать, что «Допрос» — чисто политический или социальный спектакль, это спектакль о нашей с вами жизни, без особых прикрас и преувеличений. Поэтому он так глубоко западает в душу зрителя. Настолько глубоко, что традиционное обсуждение увиденного после спектакля, которое является любимейшей частью программы показа в театре «Предел», продлилось больше часа. Зрители совершенно не собирались расходиться, наоборот, зал кипел. Увиденный спектакль разбудил в их сердцах столько разных тем, которые до этого спали в умах и на кухнях, а тут вдруг раз — и выскочили все сразу в один вечер. Зрители говорили и о проблемах воспитания подрастающего поколения, и о равнодушии, и о работе полиции и современной власти в целом, а кто-то даже вспомнил, как он сам когда-то пережил подобный допрос.
После такого, невольно начинаешь задумываться, а кого на самом деле допрашивали? Главного героя спектакля или зрителей? Большая проблема общества, на самом деле, заключается в том, что мы боимся признавать наши проблемы. Как преступники, бежим от них, зная об их существовании. «Допрос» же вытаскивает их на свет божий и ставит перед нами — без возможности опять соврать и уйти от признания. И признаваться приходится, потому что не признаться уже нельзя — все доказательства налицо. Теперь дело за малым — искупить содеянное.
Александр Джафаров, Ольга Миловзорова, "Медиарязазнь" - 26.02.2013