Спектакль «Допрос» театра «Предел» вызвал в Рязани бурное обсуждение
В День защитника Отечества на сцене зала камерной музыки Рязанской областной филармонии состоялся спектакль Молодёжного театра «Предел» (г. Скопин) по известной повести Захара Прилепина «Допрос». Спектакль ранее демонстрировался в Скопине, Москве и Санкт-Петербурге, но это первый показ для рязанских театралов. Обычно спектакль идёт в присутствии автора «Допроса». Но в этот раз обстоятельства призвали Захара Прилепина в Рим, так что за текст и инсценировку пришлось отвечать представителям театра «Предел» и исполнителям двух ролей в пьесе – Роману Данилину и Михаилу Сиворину. Это бывшие воспитанники Владимира Деля, получившие профессиональное театральное образование и ныне работающие в Москве. Михаил играет Новикова, Роман Данилин – Лёху и всех прочих персонажей (в том числе и женщин; его «изображение» девушки неизменно вызывает аплодисменты).
Уже не первый год 23 февраля театр «Предел» делает рязанскому зрителю творческий подарок. Но в этом году «совпадение» праздничной даты и театральной постановки было особенно символичным. Как сказал во вступительном слове зрителям Владимир Дель, будет показан «в мужской праздник настоящий мужской спектакль». Напомним, основа сюжета повести, а за ней и пьесы – ложное обвинение двух молодых парней в убийстве, «допрос с пристрастием» в полиции, освобождение от подозрения без каких-либо извинений в применении силы и душевные метания главного героя, Новикова, усиленно старающегося сохранить человеческое достоинство после того, как оно было варварски растоптано. Спектакль можно назвать «брутальным» из-за того, что в нём откровенно показаны сцены допроса (находка режиссёра – в том, что актёр «молотит» кусок сырой печёнки, обрызгивая напарника, а заодно и зрителей, брызгами свежей крови), а также звучит ненормативная лексика. Но понятие «брутальность» слишком мелко для темы сохранения человеческого достоинства в ситуации, когда права человека грубо попраны.
На спектакле был аншлаг, причём в основном из молодой публики – этой «целевой аудитории» более всего он и адресован. После спектакля Владимир Дель предложил, по традиции «Предела», обсудить увиденное. Не все зрители остались на дискуссию – зрелище было тяжёлым и требовало осмысления, а не мгновенного отклика. Но те, кто остался, с азартом включились в полилог. Основные вопросы, которые поставили зрители: зачем показывать со сцены такой ужас, если в реальной жизни его полно; и как воспитывать детей – подобно «книжному червю» Новикову, который неспособен ответить на насилие насилием и в итоге остаётся один на один со своей драмой унижения, или подобно безымянному «оперу», искренне презирающему «слабаков», «мокриц» и не останавливающемуся перед попранием чужой личности в борьбе за своё понимание справедливости. Проблемам воспитания уделили много внимания. Может быть, даже с избытком, ибо все говорили о частных примерах воспитания детей взрослыми, но только одна женщина отметила, что спектакль – о политическом бесправии личности перед системой. А ведь система «воспитывает» всех – от мала до велика. С другой стороны, вспомнил после спектакля Владимир Дель, обсуждение в Москве, после спектакля в Центральном Доме Литераторов, вовсе ушло в политику. Тогда кинорежиссёру Валерию Тодоровскому пришлось вернуть дискуссию в русло искусства такими словами: «Я прошу поаплодировать мастерству режиссёра и артистов… Вы увидели пример мастерства, это не статья в газете, это театральное искусство, два человека сыграли множество ролей мастерски, это поставлено ёмко, ярко. Это не социальная история, а художественная».
С тем, что спектакль художественно состоялся и вызвал живейший душевный отклик, согласились все. В постановку Владимир Дель внёс дополнения: на два ярких эпизода «расширилась» история переживаний Новикова и изменился финал. Поначалу герои, пережившие допрос, непонимание родных и попытку самоубийства Лёхи, сидели и благостно произносили в зал: «Господи, хорошо-то как!». Теперь же семья Новикова против, чтобы он общался с другом, вынутым из петли («Висельника-то в дом пускать?..»), и ребята беспомощно молчат, не зная, что сказать друг другу, а над их головами гаснет свет, сгущается тьма… По словам обоих исполнителей ролей, им такой финал нравится больше, ибо точнее отражает то, что они хотели бы выразить спектаклем.
Надеемся, что шанс увидеть хороший спектакль, у которого даже есть, чему "поучиться", ещё выпадет в нашем городе и профессионалам, и любителям театра. Спектакль «Допрос» не собирается сходить с подмостков. В ближайшее время он будет демонстрироваться в Саратове, Челябинске, на Сахалине и даже в Киеве – что уже будет означать международное признание.