Анализ романа Захара Прилепина «Черная обезьяна»
Анализ романа Захара Прилепина «Черная обезьяна» может быть использован для написания сочинения.
Сам Захар Прилепин отмечал, что в его новом романе будет несколько «забав и заковык» отчасти постмодернистского содержания. «Несколько» - это Захар поскромничал.
Роман «Черная обезьяна» кажется мне многослойным, как луковица. На первый, профанный взгляд это как будто история обычного человека, замотанного жизнью, который в конце остается один. На самом же деле это – книга о гибели человека в человеке.
На трагедийный лад настраивает еще мимолетное упоминание названий тех книг, автором которых является главный герой: «Листопад», «Спад», «Сад». Невольно хочется продлить этот ряд и добавить: «Ад». Но роман под этим названием персонаж пишет уже самим своим существованием. Самое настоящее футуристское жизнетворчество…
Спуск в ад герой начинает еще в детстве – он «потерялся, запутался» среди своих безликих родителей, а сейчас также бесцельно кружится по жаркому, липкому, бесприютному городу, и все, что он когда-то имел, истончается, ускользает, сереет… Любовница Аля, проститутка Оксана, ее сын и старая мать – все люди, проходящие мимо героя, не вызывают никакого отзыва в его душе, и на единственную фразу Али, которая пришлась ему по сердцу, персонаж удивленно восклицает про себя: «Ты умеешь разговаривать!» Но все же эта женщина в итоге оказывается лишь «пластмассовой куклой», и связь ее с героем ограничивается стихией плотской любви, в которую он сам полностью погружен.
Женщиной в архетипичном смысле этого слова оказывается жена героя. Именно она произносит в финале романа фразу, которую до нее озвучивали главные героини вставных повестей: «Кто-нибудь пришел да и убил бы нас всех». Эта фраза высвечивает скрытый конфликт произведения: конфликт разлагающегося морально человека с неумолимой жизнью, которая тащит его за собой, обманывая, пугая, сводя с ума. Человек хочет умереть, потому что потусторонний ад не может оказаться страшнее ада земного, чем этот мир, который полон всего недосозданного, недовоплощенного – например, недоростков. В этом созданном Прилепиным недо-мире ощущается легкая перекличка с романом Сологуба «Мелкий бес» и пыльной Недотыкомкой, которая сводила с ума Передонова. Также и в «Черной обезьяне» - герой теряет рассудок, не в силах устоять перед хаосом пыльного и липкого «недосовершенья».
Черная обезьяна в романе – это вовсе не та случайная игрушка, которую покупает своим детям герой. Это он сам. Именно поэтому в конце он лишается способности говорить и все повторяет букву, увиденную в азбуке, когда сам он думал о любовнице: «Ы!». Герой теряет детей, жену, дом, и в его сознании всплывает образ, связанный с первым в жизни предательством своего пса – «пахло дохлой собачатиной». Все человеческое отпало, развеялось, герой погиб, нагнанный «недоростками», и настал истинный ад, в который только может привести Недотыкомка: ад пыльный, тихий, бессмысленный, бездушный, бесконечный.
Богатырева Анжела, Нежная.рф