Захар Прилепин. Черная обезьяна
Две лучшие части «Черной обезьяны» — те, где Прилепину удалось оторваться от своего обычного героя и от своей обычной прозы. Впрочем, оторваться не до конца — и в микроповести про взятый недорослями в осаду город, и в повествовании об африканском подростке-повстанце, еще одной инкарнации той самой черной обезьяны, можно найти черты прилепинских героев из посвященных детству рассказов. Нельзя сказать, что только из-за этих глав стоит читать роман, но читать его, ожидая триллера и детектива, точно не следует.
«Черная обезьяна» — это, на самом деле, набор историй, скрепленный метасюжетом о журналисте, который делает вид, что ищет какие-то ответы. Ему, на самом деле, все известно, прежде всего про себя, просто до последнего и он, и Прилепин, старательно эту правду стерегут. Выдают ее потихоньку.
«Черная обезьяна» — это, словами Данилкина, проза с внутренней музыкой. Именно это делает роман красивым. Музыка сплетается из многих и многих сквозных мелодий, одна из которых, к примеру, — то тут, то там возникающая собака, говорящая «ма-ма».