Захар Прилепин: «Я хотел бы видеть на сцене все свои произведения»
Спектакль «Ты чё такой похнюпый?» в Рязани.
По произведениям Захара Прилепина поставлено уже немало спектаклей и в России, и за границей. С большим успехом они идут как на столичных, так и на провинциальных сценах и завоевывают различные театральные премии. Так, например, спектакль Кирилла Серебренникова «Отморозки» по роману «Санькя» в 2012 году был удостоен главной российской театральной награды «Золотая маска». Постановка Владимира Деля «Ты чё такой похнюпый?» стала лауреатом XXIIмеждународного фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге. Это уже третья совместная работа Деля и Прилепина. Сам писатель и на интервью с рязанскими журналистами, и на встрече со зрителями подчеркивал, что Дель — профессионал экстрауровня. Он стал вторым режиссёром, после Серебренникова, который заинтересовался сценическим воплощением прозы Прилепина. Результаты превзошли все ожидания. Гастрольный тур спектакля «Ты чё такой похнюпый?» состоялся с большим успехом и завершился аншлагом в камерном зале Рязанской филармонии.
Писатель после спектакля на вопрос из зрительного зала: зачем писать такие книги — пояснил, что в этом произведении его задача как автора заключалась в «попытке поймать в малейших движениях души самые удивительные, страшные, необычные реакции от самых простых событий». Герой рассказа «Колёса», по которому поставлен спектакль, «должен испытать какие-то чувства, которые выводят его за пределы простого, элементарного, человеческого. Он вдруг попадает туда, где ангелы с ним разговаривают или его покидают, где есть Бог или создается ощущение богооставленности». А страшные картины быта? — вполне закономерный вопрос, и Прилепин, опережая его, досрочно отвечает: «Почему бы и нет. Почему бы и быт не изобразить?»
Исполнил главную и единственную роль в этой постановке актёр из Санкт-Петербурга Михаил Сиворин (играл в спектакле Владимира Деля по повести Пелевина «Допрос»). Заметно, что к гробокопателю, пьянице, совершенно пропащему молодому человеку Сиворин испытывает жалость и сочувствие. Возможно, такое же отношение к главному действующему лицу передалось и зрителям. Обиженный судьбой, а еще больше злыми и жестокими людьми, герой не находит себе места в этом мире: ему больше ничего не остается, как окончательно загубить свою жизнь в компании друзей-алкоголиков.
С чего всё началось? С соседей, которые норовили что-нибудь украсть из детской колясочки, оставленной на пару минут стоит без присмотра, с жильцов, готовых спустить собаку на незнакомого человека, заглянувшего к ним подъезд, с маленькой девочки, не пожелавшей, чтобы её покачал на качелях «некрасивый» дяденька — с персонажей, из-за которых главный герой ощущает себя лишним в этом мире, которые мешают сделать ему что-то хорошее или окунуться в свои приятные воспоминания.
К чему всё привело? К чувству «самоотторжения». Разочарование в современной ему действительности сменилось сначала молчаливым согласием с несовершенством мира, потом равнодушием, а затем, самое страшное, — тупым презрением к общему безразличию и самому себе. Герой предчувствовал свой конец и, возможно, сам к нему шел: «Вова, ты никогда не думал… что каждый год… ты переживаешь день своей смерти? — спросил я. — Может быть, он сегодня? Мы каждый год его проживаем… Вова!». С точки зрения режиссера, так и получается, что герой сам готовит себя к смерти. Актёр, впервые появившийся в нижнем белом холстинном белье, на протяжении всего спектакля постепенно надевает одежду: сначала рубашку, потом брюки, затем галстук, пиджак и туфли. И в финале перед нами мужчина, одетый в самое лучшее, самое чистое, приготовившийся к новой, совсем другой жизни… Вещи, которые использовал главный герой, — бутылки, стаканчик, пачка сухариков, рубашка — были собраны им в мусорный мешок… И вот уже больше ничего не напоминает о нём. Спектакль начался с могильной ямы, которую герой готовил для покойной бабки, и закончился ею — ямой для него самого. Могила, которую В. Дель условно на сцене представил пространством, «очерченным» по периметру стульями, — финальная декорация постановки.
Режиссёрские решения и игра актёра сделали спектакль достаточно динамичным. Невозможно не отметить пластику самого Михаила Сиворина. Его хореографические этюды очень понравились публике.
Музыкальное сопровождение выглядело достаточно необычным: современный зажигательный трек «Rock This Party» (BobSinclair & CuteeBFeatDo), казалось бы, совсем не соответствовал общему настроению постановки, однако именно на этом контрасте драматизм ситуации проступал ещё сильнее. К тому же ритмичная музыка поочередно с мелодичной песней «В лунном сиянье снег серебрится…» представляли собой отличный вариант сочетания несочетаемого, что выглядело, с точки зрения музыкального оформления, очень выгодно и «неизбито».
Ещё одна особенность этого спектакля — «включение» режиссёром стихов Прилепина. Писатель признавался, что пробовал себя в поэзии в юные годы, и когда кто-то из зала попросил его почитать стихи, он отказался, объяснив это тем, что не помнит ни строчки из своих поэтических экспериментов. Несмотря на то что и Захар Прилепин говорил журналистам, что идеалом, к которому стремится каждый писатель, является умение творить в любом жанре: романа, рассказа, сказки, фантастической повести и др., — сам же он пробовать себя в лирике больше не хочет, а обращаться к драматургии даже не собирается. Он благополучно вручает свои тексты в руки режиссёрам, а они уже из них «кроят» что хотят. По словам Прилепина, он никогда не вмешивается в процесс инсценировки или экранизации своих произведений: «Для меня это всегда сюрприз. Я пришел на спектакль, увидел готовый продукт, и для меня этого вполне достаточно. Все постановки, которые делали профессионалы, были очень интересными». Владимир Дель, безусловно, один из таких профессионалов. Писатель сообщил журналистам, что уже задумался над идеей сделать бенефис Делю и показать на одной сцене все постановки режиссёра по своим произведениям. Рязанскому зрителю очень повезет, если эту задумку получится осуществить уже сложившейся творческой команде: Прилепин — Дель — Сиворин.
Анна Заречная
«Рязань — Родной город», 25.03.2016