Захар Прилепин в Тамбове представил моноспектакль о потерянном поколении 90-х
Писатель Захар Прилепин приехал в Тамбов с моноспектаклем «Ты че такой похнюпый?» режиссера Владимира Деля. Поездка проходит в рамках гастрольного тура, днем накануне Прилепин выступил в Москве, после Тамбова отправился в Липецк. Несмотря на плотный график, время общения со зрителями было не ограничено, после моноспектакля беседа с писателем длилась не менее двух с половиной часов.
Но сначала на сцене рязанский актер Михаил Сиворин, который сегодня задействован в постановках питерского театра Ленсовет.
«Я пил уже четвертый месяц, и делал это ежедневно» — герой спектакля по рассказам Прилепина стоит перед тамбовской публикой. Стоит практически в кальсонах. Из реквизита — девять стульев и две бутылки водки. Да, есть еще чистая выструганная деревянная доска. В зависимости от хода действия доска превращается то в стол, накрытый дешевой клеенкой, герой работает могильщиком и поэтому завсегдатай поминок, то в скамейку, то вызывает аллюзию с доской гробовой, которую в начале, герой, словно крест, вынес на плече на сцену.
«Вова, ты никогда не думал… что каждый год… ты переживаешь день своей смерти?» — и действительно, все соракапятиминутное действие герой переживает, нет, лучше сказать, догоняет свою смерть, заглядывает ей в глаза. Рассказывает, как выгнали с одной работы, а на другую не взяли, как безысходно вокруг и нет занятия более, нежели копать могилы, а после напиваться до бесчувствия и просыпаться в кровати без постельного белья, потому что ночью внезапно под ним стало сыро.
Герой потерянного поколения девяностых в исполнении Михаила Сиворина настолько искренен, что следишь за каждым его словом и узнаешь в нем многих, в том числе и тех, кого поезд жизни переехал так же, как и героя рассказа Прилепина «Колеса».
Почему мы не верим сегодняшним фильмам о войне, уже после спектакля рассуждает на творческой встрече Захар Прилепин. Да потому что сразу видно — актеры первый раз держат в руках оружие, не то, что актеры советского времени, в большинстве своем фронтовики. Исходя из этой логики понимаешь, почему так точно попал в образ Михаил Сиворин. Он приблизительно одного с Прилепиным возраста (Захар родился в 1975 году), на их юность пришлись 90-е, когда закрывались предприятия, погибали моногорода, и на улицах бродило много таких неприкаянных «героев». Именно поэтому Сиворину веришь, веришь каждому слову, которое он то в виде монолога, то воображаемого диалога бросает в зал. А вот он начинает бешеный танец, срывая, как пелену, настроение тоски и безысходности, и невольно смеешься, глядя с каким драйвом актер буквально взмывает над сценой. Все как в жизни: смеемся, чтобы выжить, или смеемся в глаза смерти… Иначе нельзя.
Вот Захар Прилепин и Михаил Сиворин уже после спектакля вспоминают те годы. Тоже со смехом. «Мы же тогда что-то ели», — удивляется актер Сиворин, говоря о времени, когда в родном рязанском городе Скопин закрылось градообразующее предприятие. А Захар Прилепин вспоминает, как после рождения первого ребенка (сейчас у Захара их четверо) они с женой несли молоко с детской кухни и стыдливо отпивали по глоточку, потому что себе давно молока не покупали.
Писатель подчеркнул, что категорически не согласен с теми, кто называет его книги «чернухой». По мнению Прилепина, он продолжает традиции русских классиков, которые транслировали действительность и свое место в ней:
«Где у классиков было хорошо? „Отцы и дети“? „Тарас Бульба“? Где что хорошо закончилось? Я, конечно, могу дать позитивную картину, но она, прежде всего, должна быть укоренена в действительности»
Захар Прилепин был готов откровенно отвечать на все вопросы из зала. Рассказывал о детях (о них — трогательно, с гордой отцовской любовью), о своей деятельности в Донбассе (Прилепин с гуманитарной миссией начал ездить в Донбасс сразу после начала военных действий, активно поддерживает политику ДНР И ЛНР), говорил, что писатель, как гражданин, должен интересоваться политикой (и все классики также тому подтверждение), ну и, конечно, рассказывал о своей новой книге «Семь жизней».
Пришли посмотреть и послушать Прилепина в молодежный театр в основном люди среднего и старшего возраста, именно от возрастных зрителей писатель услышал теплые и благодарные слова в свой адрес. И вся литература в фойе, которую Прилепин охотно подписал на память, была распродана.
Елизавета Макарова
«Онлайн Тамбов.ру», 19.03.2016