Захар Прилепин в Липецке опроверг миф о пацифизме русской литературы
На сцене Липецкого драматического театра состоялся показ моноспектакля «Ты чё такой похнюпый?», поставленного по рассказам знаменитого писателя.
«…А потом я очутился на кладбище» — так звучали одни из первых слов, услышанных зрителями, которые вечером 19 марта пришли в Липецкий драматический театр на показ моноспектакля Владимира Деля «Ты чё такой похнюпый?», поставленного по мотивам книги Захара Прилепина «Грех и другие рассказы».
В течение последующего часа перед глазами липчан развернулась история жизни молодого парня, которого судьба занесла работать в агентство ритуальных услуг. Его образ просто восхитительно талантливо воплотил на сцене актер Михаил Сиворин, а оттенили — декорации в виде девяти стульев, длинной доски и двух бутылок водки. А в саундтреке к пьесе нашлось место даже даже ремиксу на энергичную композицию группы «Snap» «Everybody dance now», сделанному французским ди-джеем Бобом Синклером.
Предваряя показ, приехавший по этому случаю в наш город Захар Прилепин сказал, что пытался поведать о среднестатистическом человеке, на долю которого выпало пережить 90-е годы.
Задумка удалась на славу. В герое Михаила Сиворина частичку своего прошлого наверняка увидел каждый из зрителей, находящийся в возрастном диапазоне от 40 лет и старше. Борьба между социальной неустроенностью во вне и внутренней верой в лучшее, столкновение накопившегося цинизма и сохранившегося умения видеть в жизни что-то прекрасное, судорожные поиски счастья, сопровождающиеся беспробудным пьянством и, наконец, жуткое осознание того факта, что каждый год мы, сами того не подозревая, проживаем день своей смерти… Вряд ли среди людей, выживших в то лихое время, найдутся такие, кому не доводилось чувствовать что-то подобное.
Впрочем, среди липчан, пришедших на моноспектакль, можно было встретить и людей, максимально близких к похнюпому главному герою. Известный в городе поэт Михаил Червяков, некоторое время работавший в похоронном бюро, рассказал корреспонденту LipetskMedia, что авторы спектакля нигде не сфальшивили. Разве что немного смягчили некотороые моменты.
— Во многих репликах героя чувствовал настроение, которое сам испытывал, работая в этой сфере, — сказал Михаил. — Полная потеря какого-либо интереса к чужому горю, безразличие к тому. что сейчас у тебя находится в руках — букет цветов или череп — и желание поскорее забыть все увиденное, как страшный сон.
Уже после спектакля в одной из поступивших из зала записок кто-то из зрителей поинтересовался у актера Михаила Сиворина, чувствовал ли он внутренне родство со своим персонажем?
— Конечно, чувствовал, — ответил артист. — Я родился и долгое время жил в небольшом городе Скопине (Рязанская область — прим. LipetskMedia) и хорошо видел, что происходило вокруг. Простейшие радости, вроде первой любви, сопровождались полным непониманием того, как жить дальше. Экономика находилась в упадке, предприятия простаивали, многие мои ровесники просто не знали куда податься и не видели для себя никаких перспектив. Мне просто повезло, что на определенном этапе я сделал правильный выбор на перекрестке жизни и стал актером.
В другой записке, адресованной Михаилу Сиворину, зритель выразил восхищение тем, как виртуозно он сыграл шесть различных степеней алкогольного опьянения — от легкой поддатости транзитом через разухабистую удаль и до состояния, отраженного в строке Владимира Высоцкого «а потом бросил пить, потому что устал»… Нечто подобное в исполнении одного актера можно было наблюдать в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где Юрий Яковлев в одной сцене (той самой с магнитофоном и, кстати, тоже песней Высоцкого) умудрился выразить целую гамму плавно переходящих друг в друга эмоций — от испуга до искреннего сопереживания.
Однако большая часть поступивших вопросов, что не удивительно, предназначалась Захару Прилепину, который к тому же представил в Липецке свою новую книгу «Семь жизней» и коллекцию ватников, разработанную совместно с модельером Егором Зайцевым. Записки преимущественно касались ближайших творческих планов писателя. Одну из будущих книг он намерен посвятить русским классикам, принимавшим участие в боевых действиях.
— Некоторые деятели склонны приписывать русской литературе ложный пацифизм, — сказал Захар Прилепин. — Но это, на мой взгляд, в корне ошибочное мнение. Если брать только период до 1917 года, то 68 писателей и поэтов первой величины прошли все войны, которые вела Российская Империя.
Зашла речь и о частных исторических вопросах. Например, об обстоятельствах смерти Сергея Есенина. По мнению Захара Прилепина, широко распространенная сегодня версия об убийстве великого поэта большевиками не соответствует действительности.
— Русскому поэту для того, чтобы умереть никакая власть не нужна, он сам способен сдохнуть при любых обстоятельствах, — горько пошутил писатель.
Еще один вопрос из зала касался современного российского кинематографа. Что мешает ему стать серьезным культурным явлением? — поинтересовались у литератора.
— Не могу сказать про весь кинематограф, но фильмы о войне делает слабее то обстоятельство, что в них снимаются актеры, не имеющие к этой теме никакого отношения, — ответил Захар Прилепин. — То же самое можно сказать о многих картинах, посвященных деревне. По игре актеров видно, что в избе они впервые оказались именно на съемочной площадке, и это, конечно, режет глаз. В фильмах Василия Шукшина все было иначе, потому что он снимал и играл то. что неоднократно переживал в своей биографии. Да и большинство актеров, снявшихся в картине «Они сражались за Родину», либо прошли войну сами, либо хорошо знали о ней от своих отцов.
Отвечая на вопрос о патриотизме Захар Прилепин, сказал, что любовь к Родине начинается с семейных ценностей.
— Молодой человек изначально может не быть патриотом и это нормально, — считает писатель. — В эти годы его обычно занимают совсем другие вопросы. Но потом, когда у него появляется любимая жена и дети, он начинает мыслить совсем другими категориями, осознает, что у него есть дом и родные люди, о которых нужно заботиться и защищать. Такой человек уже вряд ли уедет работать официантом во Францию.
Напоследок Захар Прилепин уделил внимание событиям в Донбассе, с которыми в течение двух последних лет связана значительная часть его жизни.
— На Донбассе живут поистине героические люди, воплощающие в себе самые сильные черты русского характера, — сказал писатель. — Многие из них за время боевых действий понесли тяжелые утраты, лишились своих родных и близких. Заплатив такую цену за желание жить на родной земле и по своим законам, они уже никогда не согласятся подчиниться нынешней украинской власти. И повлиять на это выстраданное решение не сможет никто.