Алексей Учитель: «Среди актеров много потенциальных омоновцев»
Участники проекта «Сноб» сходили на закрытый показ фильма «Восьмерка»
В кинотеатре «Иллюзион» состоялся закрытый показ фильма Алексея Учителя «Восьмерка». Это история о четырех юношах, которые живут в провинциальном городе на рубеже 2000 года и служат в ОМОНе. На работе спецназовцы защищают местную власть и криминальных личностей от народа — заводских забастовщиков, которые, устав от несправедливости и нищеты, пытаются силой отнять предприятие у новых хозяев. А борьбой с братками омоновцы занимаются в свободное время, разъезжая по городу на ржавой белой «восьмерке», у которой в самом начале фильма символически отказывают тормоза.
Однако главное противостояние между спецназовцами и бандитами начинается тогда, когда конфликт между ними переходит из социальной плоскости в личную. Омоновец Герман влюбляется в девушку местного криминального авторитета Буца. Главный герой, прежде очень зависимый от внешних обстоятельств, вдруг чувствует внутреннюю свободу и начинает сражаться за любовь.
После просмотра фильма состоялось его обсуждение с режиссером.
«Я хотел сделать картину про то, как омоновцу снесло крышу и он влюбился в девушку главного бандита. В этой ситуации люди способны на все, — говорит Алексей Учитель. — Когда не существует тормозов, когда ты готов делать поступки, которые никогда в жизни не делал. Для меня это было самое интересное. Я ненавижу снимать фильмы, где есть положительные и отрицательные персонажи. Омоновцы могут влюбляться, поступать хорошо и плохо. То же самое с Буцем. В повести Захара он был вор в законе и не вызывал никаких симпатий. Мне хотелось, чтобы зрители могли ему тоже посочувствовать. У Буца есть своя личная проблема: его девушка любит другого. Как он ее решает, это уже другое дело».
Автор повести, которая легла в основу фильма, — Захар Прилепин. Сам он писать сценарий для фильма не захотел. «У него как раз умная голова, и он правильно считает, что не все писатели хорошие сценаристы. Когда Захар услышал, что я пригласил сценариста Александра Миндадзе, он очень обрадовался, — вспоминает режиссер. — Мы часто собирались втроем, обсуждали, как и что можно изменить. Повесть сложно напрямую экранизировать, там много внутренних монологов… Первый, кому я показал монтажную сборку, был Захар. Он не стал говорить: „Здорово!“ или, наоборот, „Полное дерьмо“, а сказал: „Мне надо покурить“. Пошел, сел на лавочку и произнес: „Проняло“. Вот это было важно, что он воспринял фильм не как экранизацию своего произведения, а как свое что-то. Это же история его личная. Главный герой — это он сам».
В обсуждение картины первым включился художник Стас Жицкий: «Я представляю фильм как магическую реальность, рассматриваю его как произведение искусства, с одной стороны, и как кусок смоделированной, но жизни, с другой стороны. И хочу спросить у режиссера: вот эта чернушность для чего была воссоздана? Чтобы показать вечность чувств и бла-бла-бла на таком художественном фоне, или воссоздание 2000 года являлось самоценностью, для того, чтобы напомнить зрителям, как было трудно именно в то время? В общем-то, то, что там происходило, в 2012 году произойти уже не могло, понятное дело».
«Много городов, где сейчас происходит то же самое. Без шуток, — ответил Учитель. — Когда мы начали работу над этой картиной в городах поменьше двух столиц, меня поразило, что очень много людей продолжают ездить на „восьмерках“. Там есть ощущение, что 90-е продолжаются».
Алексей Учитель признался, что в повести Прилепина никакого Нового года не было. Это был специальный прием, чтобы продвинуть премьеру фильма в новогодний прокат. «Все режиссеры хотят, чтобы весь российский народ в полном составе вместе с близлежащими республиками пошли в кино на его картину, — с улыбкой поясняет Учитель. — Поэтому у меня была безумная идея: создать антиволну и выпустить эту картину в Новый год. Я очень долго уговаривал прокатчиков. Почти уговорил. Но в последнюю секунду все-таки они решили показывать ее в другое время».
Следующий вопрос Жицкого был к актерам: «Все, что происходит в фильме, происходит в атмосфере тотального, пардон, говна. И внутри всего плохого есть какие-то хорошие вещи. В принципе, там нет плохих и хороших героев. Если проводить параллели, то это такие Монтекки и Капулетти, и у всех есть какие-то заморочки. В трактовке Учители у омоновцев положительных заморочек получилось больше, чем у бандитов. Но вот мне бы хотелось спросить актеров, кто лучше в этом фильме? Вот эти безбашенные омоновцы, которые лупят людей, в том числе и своего папу, при этом бесстрашно сражаются с мафией, или та мафия, которая не понятно что там делает, но при этом она абстрактно злая?»
За омоновцев ответил актер Александр Новин: «Вы же понимаете, что я не скажу, что здесь самый хороший был бандит Буц! Самый хороший здесь был мой герой — омоновец Лык! Для меня он был самый лучший, самый обаятельный и самый быстрый. Он был прекрасен во всем! (Смех и аплодисменты в зале.) Как говорят артисты, если ты своего героя не любишь, относишься к нему с халатностью или играешь плохо, то ты его убиваешь и предаешь».
Еще из зала Новина спросили, как ему было играть защитника правопорядка. «С Алексеем Ефимовичем можно даже дерево играть, и будет нормально», — ответил он.
В съемках сцен столкновения забастовщиков с ОМОНом драки были только отчасти постановочные: «В сцене, где на улице бежит народ, а ОМОН стоит в линию и удерживает их, мы тайно дали массовке задание прорвать линию. В этих съемках участвовали не только актеры, но и настоящий петербургский ОМОН. Мы с оператором ждали, что в этом месте, где стоят актеры, оцепление прорвется. Нет, не прорвали. Мы поняли, что среди актеров много потенциальных омоновцев. А когда снимали драку внутри цеха, так мы вообще еле разняли! Там такие страсти внутри разгорались! Команды „Стоп“ никто не слышал. Били омоновцы и омоновцев», — объяснил режиссер.
Итог обсуждению картины подвел актер Леонид Ярмольник: «Я пришел на показ фильма всей семьей. Нам фильм очень понравился. Алексей Ефимович, я вас поздравляю! Это кино очень похоже, в хорошем смысле, на американский боевик. Оно только отличается тем, что там всегда один Брюс Уиллис, а здесь четыре».
Фильм «Восьмерка» выходит в прокат 8 мая.