Первая главная роль Прилепина
Известный писатель активно осваивает профессию киноактера
В конце мая в нашем городе начались съемки художественного фильма «Гайлер». Автор сценария и режиссер картины — Петр Дикарев, снявший в 2012 году полный метр «Двойная сплошная. Любовь». В новом фильме Дикарева заняты новосибирские актеры Константин Телегин, Екатерина Жирова («Красный факел»), Татьяна Жулянова, Снежанна Мордвинова (ГДТ п./р. С. Афанасьева), Владимир Казанцев («Старый дом»), Владимир Дербенцев («Глобус»).
Одну из главных ролей, Дмитрия, вернувшегося в родные места после 15-летнего отсутствия, сыграет известный писатель Захар Прилепин, прежде имевший опыт эпизодического участия в картинах «Инспектор Купер» и «Восьмерка». Прилепинский Дима — задумчивый, тихий мужчина, «человек в футляре», «вещь в себе». Стать замкнутым его заставили непростые жизненные обстоятельства. В центре событий «Гайлера» — испытание многолетней дружбы русского и армянина.
Рассказывает Захар Прилепин: «Я провел в Новосибирске три незабываемых дня. Мы снимали драку в тюрьме, любовную сцену и встречу одноклассников. Сценарий Пети Дикарева — потрясающий. Был очень рад открыть замечательных краснофакельских актеров Константина Телегина и Катю Жирову. В начале сентября приеду на две недели, впереди главный и завершающий этап работы — к примеру, предстоит снять два больших эпизода с бывшим одноклассником, ставшим мэром небольшого города».
Мэра играет колоритный Владимир Казанцев, многие годы блиставший в роли символа Новосибирска — Городовичка. Перед съемками артиста попросили похудеть на 20 кг. Но затем режиссер решил, что в кадре противостоять Прилепину должен настоящий тяжеловес.
— Эта роль — просто подарок: шикарные монологи, широкое развитие характера — от душки-милашки до жесткого руководителя. Осенью будем снимать эпизод, где я в нетрезвом виде несусь по волнам на катере. Так что предстоит еще брать уроки судовождения! — улыбается Казанцев.
Съемки в «Гайлере» нельзя назвать легкой прогулкой. К примеру, шестиминутную сцену застолья в мэрской квартире снимали полную смену, 12 часов — включая четыре часа репетиций. Еду на тарелках (исходящий реквизит) между дублями трогать нельзя, при монтаже заметно любое несоответствие в построении кадра. Но и в обеденный перерыв актеров не кормили. «Будете лениво играть!» — заявил второй режиссер Михаил Меньших, до этого работавший в команде Андрея Звягинцева на картине «Изгнание».
Работа над фильмом в самом разгаре: ежедневные совещания постановочной части, монтаж отснятого материала, ночные репетиции с актерами. Отснято около 20 процентов материала. В ближайших планах киногруппы — натурные съемки (пустынные улицы ранним утром), массовая сцена с участием 18 артистов и, как отметил Петр Дикарев, самый сложный эпизод, когда маленькая девочка на городской набережной выдувает в лицо главному герою мыльные пузыри…
Отдельная история — запись саундтрека и озвучание картины. Одну из песен к фильму записывает столичная рэп-группа «25-17». Еще один московский коллектив, «Белый самолет», готовит аранжировку армянской народной песни с ярко звучащей темой дороги.
«Гайлер» — художественное переосмысление реальных событий. На это у Дикарева ушло около двух лет. Финальный мозговой штурм создатели фильма провели вместе с Павлом Меняйло из студии LBL.
В картине не линейное развитие сюжета. И литературный сценарий превращается в режиссерский прямо по ходу съемок — при активном участии Захара Прилепина.
— Конфликт сценариста и режиссера неизбежен. Автору невозможно предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть в процессе съемок. И у меня к самому себе масса вопросов. Недоработки сценария устраняем на площадке, — улыбается Дикарев. — Идеи сделать что-либо интереснее возникают постоянно. В картине появляются новые персонажи. К примеру, осенью Захар приедет на съемки вместе со своим старшим сыном Глебом. Их похожесть — дополнительный штрих в образе главного героя. К слову, перед утверждением Прилепина на главную роль в киногруппе были горячие споры: нужен ли в кадре человек практически без опыта работы в кино, подойдет ли прилепинский типаж. Все сомнения рассеялись на площадке: Захар — это попадание в десятку! Вообще, мы с Прилепиным — единомышленники. Это редчайший случай, чтобы мы так во всем совпадали. Я тоже «ватник» и «колорад». В школе меня не приняли в комсомол из-за хулиганства. Но я дорожу советскими реалиями. И наш фильм — о рожденных в СССР.
Вспоминает Владимир Казанцев: «Поговорить о литературе с Прилепиным не удалось — на съемочной площадке было не до того. Но и в коротком общении заметно, что Захар держится очень просто, любит пошутить. В совместной работе мне запомнилась сцена у лифта, когда мы сняли два эпизода без остановки, — и Захар не растерялся, продолжил существование в роли. А потом сказал: „Неожиданно получилось“. Это прозвучало как комплимент партнерам. Между прочим, наши сцены Прилепин отработал травмированным: перед этим были съемки драки в тюрьме, когда в кадре Захар летит на пол, задевая батареи. Костюм не позволял использовать спецзащиту, и Захар ушибся. Но держался очень мужественно».
Армянина Рубика, друга прилепинского персонажа Димы, играет актер и продюсер Артур Согоян. В одном из кадров Артур тоже появляется избитым. Гример сделала ему на голове потрясающий шрам. После окончания съемочного дня продюсер решил разыграть друзей и поехал в гости неразгримированным. Шутка удалась: все обеспокоенно спрашивали, что с ним приключилось!
К слову, юмора в картине немного.
— Мы снимаем фильм не угрюмый, но и не смешливый! — отметил Дикарев. — К примеру, у нас есть персонаж очень трудной судьбы — 25-летняя Вика. Найти актрису на эту роль было нелегко: далеко не каждая согласится пропустить через себя все кошмары жизни. Помог случай. На текущем кастинге мы выбирали студенток театрального института для массовки. И меня совершенно поразили глаза одной из девушек. «Кто такая?» — «Ксения, летом получает диплом». Мы срочно разыскали Ксюшу, дали ей на пробу кусок сложной сцены — и она справилась великолепно. Попросили сыграть с листа — и снова все ахнули. Посоветовался с Захаром, тот говорит: «Что ж, будем открывать новую звезду!»
«Гайлер» сложен не только с точки зрения актерской игры. Многие сцены снимаются одним длинным планом. И проходка оператора с камерой в руках порой напоминает весьма сложный по траектории движения танец. Выполнить его безукоризненно непросто, приходилось делать по 10 дублей. Отметим и еще одну особенность. Начало картины снято в цвете. Затем он постепенно исчезает и восстанавливается только к финалу — это продиктовано сюжетом.
— Финал картины — открытый. Люблю неожиданные развязки без лишних нравоучений. В целом наш фильм можно назвать несовременным. Вернее, неактуальным. В кадре нет ни одного хипстера, представителя секс-меньшинств, афроамериканца! — признался Петр Дикарев. — Кому-то название картины покажется не очень кассовым. А что, у фильма Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была» коммерческое название? Мне совсем не хочется предлагать зрителю развлекуху, которую «можно посмотреть» под попкорн или пиво. А что именно скрывается за словом «Гайлер» (ударение ставится на второй слог), публика узнает в кинозале.
Последний съемочный день «Гайлера» назначен на 30 сентября. По словам Дикарева, ему очень бы хотелось, чтобы Год кино и окончание работы над фильмом завершились в один и тот же момент, под бой курантов 31 декабря. Это реально — при полной самоотдаче всех членов команды.
Предполагаемый хронометраж картины — 85 минут. Премьера «Гайлера» намечена на зиму 2017 года. Первые показы пройдут в Москве и Новосибирске, Донецке и Ереване.
— Сейчас все мысли только о «Гайлере». Но в июле в съемочном процессе будет перерыв, и я думаю, что мне удастся дописать свою пьесу, она вызревает уже года три. История локально очень компактная, все действие происходит в поезде, в вагоне-ресторане и купе. Было бы здорово закончить эту работу в соавторстве с Прилепиным. Разумеется, если Захар даст добро! — улыбается Петр Дикарев.
И сразу стало ясно: киноактер Прилепин не победил Прилепина-писателя. Так что будем ждать новых книг Захара. В июне вышел его сборник рассказов о событиях в Донбассе. Интересно, отобразится ли в творчестве известного прозаика его кинодебют в главной роли?
Юрий ТАТАРЕНКО,
«Новая Сибирь», 24.06.2016