Перо игре не помеха, или Стопроцентное попадание
Новосибирский кинорежиссер Петр Дикарев завершил съемки своего нового художественного фильма. Можно сказать, что новосибирское кино выходит за рамки местного, ведь в криминальной драме «Гайлер» в главной роли (впервые в своей карьере) снялся известный отечественный писатель Захар Прилепин. И создатели картины, естественно, питают надежды на то, что она выйдет в российский прокат.
Повелись на правду
Для Прилепина это уже не первая роль в кино. До этого автор нашумевшей «Обители» снялся в одном сериале, после — у Алексея Учителя в экранизации собственной повести, затем — у режиссера третьей части «Антикиллера». Кроме того, Прилепин сыграл во многих клипах.
— Коллеги по писательскому ремеслу часто говорят мне: «Ты ведь писатель, зачем же тогда в кино играешь?» А я им в ответ: «А Маяковский? Он много играл в кино. А Василий Макарович Шукшин… А помните, как Лев Толстой выходил пахать к поезду — тоже ведь под видеокамеру? Поэтому в этом смысле я нахожусь в рамках русской литературной традиции», — рассуждает Захар Прилепин.
Для новосибирского же режиссера Петра Дикарева приглашение Прилепина на главную роль — своего рода спор с Алексеем Учителем, который как-то обмолвился, что у Захара комический потенциал. Не комический, а драматический, подумал Дикарев и решил это доказать.
Сценарий, присланный новосибирцем Дикаревым, поразил Захара Николаевича, по его собственным словам, до глубины души. «Это очень сильная работа, очень сильная история. Она подействовала на меня так, что я подумал про себя, что если бы я ее знал до Петра, то написал бы такую повесть или такой роман, — признался писатель новосибирским журналистам. — Самое ведь важное в сценарной работе, как и в литературной — это не завернутый сюжет, а попадание каких-то деталей, в которых угадываются важные типажи той или иной эпохи. Вот какой сюжет, скажем, повести и кинофильма «Калина красная»? Да никакой: пришел человек из тюрьмы, ходил туда-сюда, пока его не убили. А какой сюжет у культового фильма 90-х годов Петра Буслова «Бумер»? Тоже никакой: украли машину, ехали-ехали-ехали и приехали.
В «Гайлере» также не интересен сюжет, но здесь есть попадание, схожее с шукшинской и бусловской работами: берется определенная эпоха, появляются определенные персонажи, каждого из них я знаю и каждый еще не проявился или не в полной мере проявился в кинематографе последних лет в таком виде и в таком качестве. Это и большое счастье, и большая удача, когда такие вещи тебе попадаются на глаза. И, естественно, я сразу согласился сниматься».
Уже в процессе съемок Захар Николаевич узнал об участии в картине и бывшего новосибирца Алексея Верткова, с которым судьба свела его на съемках клипа известной группы «25/17», и уже знакомого читателям газеты «Честное слово» Сергея Пускепалиса, которого Прилепин считает важнейшим актером российского кино. На Пускепалиса сценарий новосибирской команды также произвел впечатление, и Сергей приехал на съемки.
На радость Прилепину, попадание в «Гайлере» произошло не только по человеческим типажам — и у Петра, и у его соавтора сценария и продюсера Артура Согояна, и у самого Захара оказались еще и схожие музыкальные вкусы. Так что за выбором музыкантов для написания саундтрека (те же «25/17», рок-бард Бранимир) дело не стало.
Небесный коммунизм
Действие фильма «Гайлер» происходит в маленьком провинциальном городе N, совершенно типичном, расположенном на берегу большой реки. «Новосибирск славен тем, что его можно сделать совершенно неузнаваемым и то же время можно сделать таким колоритным, что его узнают в любой точке России, — говорит Петр Дикарев. — Он очень неоднородный. Например, когда нам потребовалась сцена в деревне, мы даже не выезжали из города и сняли ее в частном секторе Октябрьского района».
Снимали также на улице Жуковского и на Расточке. «Расточка — божественная, великолепная, и я все мечтаю, что, может, отчасти ее удастся сохранить, потому что некоторые дома, которые я заснял летом, уже снесли, — рассказывает режиссер. — В картине есть момент, когда герой, вспоминая свое детство, видит дома, которых уже нет. Закрывает глаза — они есть, открывает — а там ничего…
Привести бы Расточку в порядок, как Богдана Хмельницкого. Они одинаково прекрасны. Захар, побывав там, походя по Расточке, сказал, что городок, где он родился, — практически наша Расточка. Еще одно попадание».
Сам режиссер определяет жанр картины как драму: «Хорошие люди в плохих обстоятельствах. Но хочется снять эту драму глубже, чем просто криминальную. И я бы ее для себя даже не называл криминальной драмой. Хочется приблизить ее, скорее, к притче, то есть это история блудного сына, который возвращается. Но место, куда он возвращается, уже опустело: отца и мать он уже не находит. Это своего рода возвращение в прошлое.
Там много параллелей. В качестве метаобраза у меня присутствует река, ее тема проходит через весь фильм. Наверно, здесь мы находим ответ на вопрос, можно ли в одну реку войти дважды».
Во время съемок для натуральности выстрела пришлось даже рискнуть жизнью Константина Телегина: новосибирский актер сам настоял, чтобы в сцене борьбы прижатое к его кадыку ружье было заряжено.
Владелец дома, где происходила эта сцена, позволил съемочной команде нанести его частной собственности кое-какие увечья. «Люди у нас в Новосибирске невероятно душевные и отзывчивые. «Можно, я у тебя дома выстрелю?» — «Да, пожалуйста! — удивляется Петр Дикарев. — А мы не только стрельнули, но и полдома разнесли».
Писатель Захар Прилепин тоже хорошо проявил себя во время съемок: именно благодаря его особенному видению режиссер изменил финальную сцену фильма: Петр просто не увидел того, что заметил Прилепин.
Вообще же, в картине, конечно, заняты, профессиональные актеры. Из новосибирцев это — лучшие актеры города всех без исключения крупных театров. Даже оперный театр представлен в «Гайлере» солистом Кареном Мовсесяном, который исполнил песню, являющуюся главной темой для фильма.
Учитывая, что в Новосибирске мало снимают кино, а большого кино не снимают вообще, то съемка в полном метре, да еще со «звездами», для многих новосибирских актеров — большая школа. При этом в картине участвуют и непрофессиональные актеры, причем никто из них не ведет речь про гонорар, чего не скажешь о Москве: там за каждый шажок норовят взять деньги.
«Когда мы снимали сериал «Трепалов и Кошелек» в одном городке под Москвой, то жители были настроены к нам крайне негативно. Одна женщина в подъезде начала ругаться «Понаехали тут!» и кидаться в нас всякими тряпками, — сравнивает Захар Прилепин. — Подростки местного двора бросали в нас камни — было совершенно африканское ощущение! И вот мы начали работать в Новосибирске — просто абсолютное радушие к нам: встрянем на дороге — тормозится весь транспорт:
и КамАЗы, и легковые машины не могут нас объехать. В каждом дворе, в каждом подъезде люди смотрят на нас с удовольствием, улыбаются, о чем-то просят: «Кино снимаете? Может, сломаете нашу вторую застройку, наконец?»
Когда снимаем в гостинице, владельцы гостиницы закрывают ее на два дня и отдают нам, теряя при этом большие деньги. Плюс еще кормят нас и предлагают сауну! Не знаю, что у вас тут такое происходит, — какой-то небесный коммунизм, потому что злых людей здесь я не встречал».
Кино для всех
Создатели планируют выставить фильм «Гайлер» на фестивалях, включая зарубежные. Фильм будет титроваться, и одним из языков станет армянский. Вообще «гайлер» — армянское слово. И его смысл никто из съемочной группы объяснить не захотел, решив сохранить интригу. Однако сотрудница газеты «Честное слово» армянского происхождения сразу объяснила мне, что «гайлер» по-армянски означает «волки». Ощущаете криминальный подтекст? Так что все по существу.
Заочно «Гайлер» можно назвать интернациональной картиной, поскольку в ней простым языком рассказывается о дружбе русского и армянина. Хотя, как намекает Петр Дикарев, в фильме представлено столько национальностей, что если начать все перечислять, можешь какую-нибудь и не упомнить.
Премьерные показы планируются в Новосибирске, Ереване и Донецке. Полностью закончить работу над картиной режиссер намерен по зиме и уже к весне выпустить фильм на экраны.