Эссе о романе З. Прилепина «Санькя»
Роман Захара Прилепина «Санькя» вслед за лонг-листом «Букера» попал и в шорт-лист. Кроме этого, он побывал еще и в финале премии «Национальный бестселлер» — 2006, где ему не хватило двух баллов для победы. Даже эти факты говорят о том, что роман члена НБП Прилепина (настоящее имя — Евгений Лавлинский) — весьма достойное произведение. Впрочем, конечно, это не единственная причина, по которой автор данного эссе выступает за награждение Прилепина «Русским Букером». Чтобы не быть голословным, назову остальные причины.
В первую очередь, в данном романе важна тема, которую он затронул. А тема эта — деятельность запрещенных властью молодежных политических организаций в России, в данном случае — самой узнаваемой и «влиятельной» из них, а именно — Национал-большевистской партии (прозрачно прикрытой названием «Союз Созидающих», то есть — СС). Тема эта весьма важная для всего российского общества (а тем паче и студенчества, из которого во многом и рекрутируют своих новых членов лимоновцы) была и остается для отечественной литературы во многом табуированной. Конечно, в творчестве Лимонова и некоторых других его последователей она последовательно раскрывается, но отдельного романа, посвященного отдельному члену такой организации, до сих пор не было. На фоне глубокого кризиса в общественно-политической жизни общества данный факт не мог не казаться абсолютно неправильным.
Во-вторых, роман «Санькя» примечателен тем, что в нем выведен новый тип «героя», в котором так остро нуждается современная русская литература. Роман был прохладно встречен либеральными критиками (а у нас они по определению таковые) во многом и потому, что является прямым продолжением в литературе традиций Горького и Фурманова, так непопулярных сегодня. Между тем, в том обществе, что сложилось в России к 2006 г., идеи, проводником которых является герой романа Саша Тишин, не то, что реанимированы (они никогда и не умирали, по большому счету), а абсолютно востребованы у огромной части молодежи, которая и является настоящим читателем Прилепина. Как и в первом своем романе «Патологии» (о войне в Чечне) Прилепин пишет правду об окружающей его действительности, правду о тех людях, с которыми ему приходилось сталкиваться, и правду о самом себе. Это и вызывает отклик у читателя, уставшего от бесконечных фантазий литературы, заточенной в башне из слоновой кости. Естественно, это не означает, что роман документален, это всего лишь говорит об искренности автора, что является довольно редким качеством для современных русских писателей.
В-третьих, литературные достоинства романа «Санькя» находятся на уровне, предъявляемом «Русским Букером». И, может быть, в данном случае именно это и будет главным доводом для присуждению роману премии. Именно качество текста — вот чего не ожидали критики от «романа про нацболов». Именно поэтому они и придираются к отдельным предложениям, к «теме», к «фантастическому» финалу романа (на их взгляд), но не могут ничего «предъявить» (пользуясь терминологией, принятой в российской элите) самому роману, поскольку он представляет собой образец крепко сбитого текста, обладающего всеми признаками классического русского революционного романа о повседневной жизни определенной части общества, пусть эта жизнь и покажется кому-то необычной и даже, вполне себе, экстремальной.
Важным фактом, требующим выделения при характеристике романа Прилепина, является то, что его главный герой (как и практически все персонажи романа), Санькя, живет в предлагаемых ему окружающей действительностью обстоятельствах (которые, к большому сожалению, типичны для нашей страны), но при этом не становится их жертвой, а активно действует, чтобы любыми путями способствовать победе добра над злом, как он понимает эти категории. Именно поэтому, собственно, он и является Героем романа. Здесь нет места идее «жизни для себя» в условиях «войны за выживание всех против всех», так активно продвигаемой все годы «реформ» в России, наоборот — в противовес им выдвигается идея социальной справедливости, общества взаимопомощи, естественно как идеал, для достижения которого придется проделать огромный путь, возможно, и с автоматом в руках. В каком-то смысле роман «Санькя» и есть ответ авторам всех этих «Духлессов» и «Casual», воспевающих в своих текстах идеалы гламурного рая в пределах Садового Кольца и Рублевки, уютного существования в трехэтажных коттеджах отдельного государства, по недоразумению располагающегося на территории ментовской эРэФии. И роман «Санькя» — как холодный душ, который наконец-то опрокинулся им на голову, пусть и не с давно уже «зачищенного» телевидения, а со страниц книги, обложка которой призвана напомнить всем обитателям «гламурного рая» о пословице: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся».
Подводя итоги этого небольшого эссе, хотелось бы сказать — роман Захара Прилепина «Санькя» стал событием в русской литературе 2006 г., ознаменовав собой возвращение в психологический роман социального содержания, что всегда (на протяжении 19-20-го веков) было важнейшим в отечественной словесности.