Шар цвета наци
«Санькя» Захара Прилепина
Молодой нижегородский писатель Захар Прилепин, прошлогодний лауреат литературной премии «Соколов-приз» и финалист «Национального бестселлера», выпустил свой второй роман. От Прилепина ждали еще одной военной книги — он написал поколенческий роман. Военных действий в привычном понимании этих слов в его новой книге нет, но при этом «Санькя» все же о войне — беспощадной и бессмысленной борьбе, которую сегодняшнее поколение двадцатилетних ведет со страной, со строем, с самими собой.
В название романа, конечно, намеренно вкралась орфографическая ошибка. «Санькя» — деревенский вариант имени Саша. Так главного героя зовет его бабушка, выхаживающая в заброшенной деревне безнадежно больного деда. Орфографически неоправданное «я» в конце имени намекает на нежное отношение к внуку, который для бабушки навсегда останется ребенком. Похоронив всех трех сыновей, она может рассчитывать только на этого парня, изредка навещающего их с дедом в летние месяцы (в другое время года в деревню просто не доехать — дороги нет). Картины современного деревенского быта, описанного Прилепиным, ужасающи: беспробудное пьянство, грязь, нищета, отсутствие у людей каких бы то ни было надежд. Эта беспросветная жизнь становится своеобразным катализатором для Саши — озлобленный и осознающий свою беспомощность молодой человек намерен хоть что-то изменить.
И здесь Прилепин затрагивает весьма актуальную сегодня тему — куда и зачем идут молодые люди, ненавидящие свое окружение и жаждущие перемен. А идут они в национал-большевистские партии (в романе она названа «Союзом созидающих»), устраивают погромы, избивают иноверцев. Саша искренне убежден, по крайней мере в начале романа, в том, что это единственно возможный путь изменить общество, в котором он живет. Конечно, такого рода идеология старательно культивируется в нем и его многочисленных соратниках руководством партии. Кстати, самый главный партиец находится в местах не столь отдаленных — в образе Костенко легко угадывается Эдуард Лимонов. Если продолжить проводить параллели между романом и жизнью, стоит отметить, что и сам автор состоит в НБП, и тем ценнее его решение обратить партийные будни в художественную реальность и с ее помощью отрефлексировать личный опыт.
В романе много идеологических дискуссий, в них Прилепин подробно проговаривает свое отношение и к нынешнему состоянию общества, и к политике, набирающим силу нацистским настроениям. К сожалению, эти диалоги оказываются чужды ткани самого романа, резко отличаясь от общего стиля повествования. И если язык самого Прилепина насыщен и богат на тонкие стилистические фокусы, то язык политических разговоров по-газетному прямолинеен, а зачастую топорен. Кажется, что вопрос о своей политической позиции автор поставил выше Текста, и этого Текст ему не простил. Вынужденный время от времени работать на холостых оборотах сюжет двигателя ближе к концу романа все-таки сбоит. Прилепин, правда, спасает дело очень сильной финальной сценой, но главный вопрос все-таки остается без ответа: а нужна ли была революция и могло ли произойти вместо нее что-то другое?
Прилепин З. «Санькя». М.: «Ад Маргинем», 2006.