Рецензия на Обитель Захара Прилепина
Роман без преувеличения крупнейшего русского писателя — Захара Прилепина «Обитель» поражает и восхищает многим, но сейчас мне бы хотелось выделить главную, на мой взгляд, мысль этого произведения. Тема поднимается довольно острая и больная — тема репрессий сталинского периода, многие умы сломали на этой теме немало копий, пытаясь найти правых и виноватых. Автор даёт им высказаться, и всё-таки, сквозной идеей романа, на мой скромный взгляд, являются слова начальника соловецкого лагеря Эйхманиса о том, что, цитирую по памяти: люди сами создают друг для друга ад. В первую очередь это мы сами создаём для себя невыносимые условия существования, сами делаем невыносимой жизнь своего ближнего и затем пытаемся искать виноватых. Эта мысль по своей глубине воистину ницшеанская. Ведь это немецкий философ Фридрих Ницше в своё время доказывал, что естественная жизнь — это изобилие, жизнь не знает дефицита, и естественное состояние для любого живого существа — это счастье. Ницше на протяжении жизни последовательно отстаивал эту мысль, споря, например с Ч. Дарвином. Теория эволюции Дарвина предполагает, что естественная жизнь есть дефицит и борьба за дефицитные ресурсы, выживает самый приспособленный, читай — самый скупой. Ницше же убедительно доказывает, что в естественном отборе господствует изобилие, доходящее порой до абсурда, и побеждает самый щедрый, иными словами, творческий, ведь творчество — это всегда дарящая добродетель.
Главный герой романа «Обитель» — Артём Горяинов, полностью соответствует этому мировоззрению. Его упорная счастливость, нежелание жить по тюремным законам дефицита в конечном итоге и приводит к цепочке злоключений. Артём — трагически неуместный человек в обстановке романа. Стоит заметить, что подобные персонажи появляются и в других произведениях Прилепина, вплоть до недавнего вышедшего «Некоторые не попадут в ад». Артём шагает по этому миру легко, непринуждённо, что многих раздражает, но кого-то и привлекает, например, главная героиня Галина признаётся, что за это она и полюбила Артёма. Но не стоит думать, что этот персонаж легкомысленный или вовсе идиот. Он способен постоять за себя, его щедрость распространяется и на удары кулаком, которыми он награждает всевозможных противников, вплоть до блатных. Не побоюсь пафоса, Артём Горяинов — это типичный трагический герой, вот именно такой, какого мы встретим в греческой трагедии.
Некоторые либеральные критики высказывают мысль, что «Обитель» — это метафора России, тюрьма народов. Но у Прилепина посыл совсем другой, и очевидно, что в других странах ситуация не лучше. Я бы даже сказал: посыл романа противоположный. Возможны ли во Франции такие вот люди, как Артём, владычка, поэт Афанасьев? А в Германии? А в России они есть, значит, всё не так уж плохо. Мы сами создаём друг для друга ад, хотя могли бы жить в раю, даже находясь в условиях СЛОНа. Люди могли бы выбрать путь Артёма Горяинова, но выбирают почему-то путь скупых и несчастных. Так кто виноват? Сталин? Он такой же человек, со своими слабостями и недостатками. Да и не об этом вообще роман, а о том, почему Россия до сих пор стоит. А смогла бы Россия победить в Великой Отечественной Войне, если бы не было вот этого вот беспечного пренебрежения страданиями, болью, лишениями, если бы не было бы вот этого «русского авось»? Так случилось, что на плечи России выпали тяжёлые испытания, и вопрос не в том: «кто виноват?», а в том, «как нам удалось выстоять?». Откуда взялись силы? Так что роман «Обитель» — это в какой-то степени хвала России и русскому человеку, его силе, его великодушию в тяжелейших условиях существования.
Есть ещё в романе религиозные мотивы, но сразу видно, что они звучат в унисон с основной мыслью. Священники вовсе не учат о небесном блаженстве и не называют земную жизнью обителью боли и несчастья. Наоборот, своей стойкостью, своей жизнерадостностью они утешают и поддерживают остальных заключённых. Этим служители культа больше напоминают не какого-нибудь апостола Павла, а самого Христа. Ницше в своём «Антихристе» (пусть читателя не пугает название произведения) выводит именно такой образ Христа и утверждает, что Христос учил, будто царствие небесное здесь, на земле. Люди своими отношениями друг ко другу создают здесь, у себя царствие небесное. Вскоре ожидается выход на экраны экранизации романа, остаётся только надеяться, что сериал сможет передать эту замечательную мысль романа подлинно русского писателя.