Власть не советская, а соловецкая
Захар Прилепин — прозаик, публицист, музыкант, двукратный финалист премии «Большая книга». Известность ему принесли романы «Патологии» и «Санькя», «пацанские» рассказы — «Грех» и «Ботинки, полные горячей водкой». В новом романе «Обитель» писатель обращается к другому времени и другому опыту. Соловки, вернее, знаменитый СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения (он же по-прилепински Обитель). Современному читателю кажется, что время великой «лагерной» литературы уже прошло и окончательная точка в ней стоит где-то между «Колымскими рассказами» и «Архипелагом ГУЛАГ». Однако Прилепин не хочет повторять за классиками, он берет Соловки конца 20-х годов с определенным замыслом — показать не то, что лагерь ужасен, а то, что он не так ужасен, как мы привыкли о нем думать. Соловки Прилепина — не только смертельный труд, избиения, голод, карцер и расстрел, а еще и оркестр, типография, газеты, церковь, школа, музей, научные исследования и питомники для животных. Соловки — это государство в государстве, в котором сохраняется своя иерархия: сверху чекисты, за ними контрреволюционеры, далее — попы и монахи, внизу — основная рабочая сила. «Здесь власть не советская, а соловецкая», — сообщают новоприбывшим на остров заключенным. В романе — десятки персонажей с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего и целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Молодой человек двадцати семи лет от роду, оказавшийся в лагере. Величественная природа и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью.