Новый роман Захара Прилепина заставляет испытывать дикий голод и холод
В свет вышел новый роман российского писателя Захара Прилепина «Обитель». Автор рассказал журналистам о том, как родился замысел романа, и почему он получился таким большим.
Повествование романа разворачивается в атмосфере суровой северной природы Соловецкого острова в не менее суровую эпоху конца 20-х годов прошлого столетия. Место и время, по собственному признанию Прилепина, всегда были для него чрезвычайно притягательны. Еще подростком автор осознал, что «Соловки — место неслучайное», а Серебряный век он называет своей «литературной Родиной».
Изначально «Обитель» задумывалась как рассказ или повесть, но как-то сам собой получился роман — самый большой из всего на данный момент написанного Прилепиным. Четыре года назад у режиссера Александра Велединского («Географ глобус пропил», «Живой») родилась идея снять фильм, действия которого происходили бы на Соловках, и он пригласил в поездку на острова Захара Прилепина. Тот согласился написать небольшой рассказ с тем, чтобы потом по нему был снят фильм. Вскоре в общих чертах был придуман сюжет, который устроил обоих.
«Если бы мне сразу сказали, что мне надо написать роман, в котором сто героев: два священника, индусы, поляки, казаки, люди разных взглядов и философских убеждений, я бы отказался — откуда я могу про все это знать? Изначально это была заявка на рассказ, который как снежный комок обрастал деталями и персонажами, и вместе с ним, насыщаясь информацией, постепенно рос я. Все происходило очень органично», — рассказал Захар Прилепин «Ридусу».
Собственно, написанию романа предшествовал год непрерывной работы с источниками: Прилепин прочитал колоссальное количество мемуаров, писем, дневников, журналов и газет, которые издавали в то время заключенные на Соловках, и попутно перечитал всю лагерную литературу. Еще два с половиной года ушло непосредственно на написание книги, что также сопровождалось постоянным сбором дополнительной информации из самых разных источников.
Одним из них стали собственные воспоминания Прилепина о его прадеде Захаре Павловиче, который в конце 20-х побывал на Соловецком острове в качестве заключенного. Об этом автор рассказывает в предисловии к «Обители». По всей видимости, в основу сюжета и легла одна из рассказанных прадедом историй, но подробнее комментировать это сам Прилепин отказывается.
«В „Обители“ есть вещи, связанные с биографией моей семьи, есть вещи, которые я в документах нашел, а что-то что я придумал сам», — говорит он.
Своего героя Захар описывает как «голого человека», «сироту без хвоста и без креста». Он не является носителем отчетливой идеи или ярко выраженной индивидуальности, во многом ярок и одновременно неуловим. Он находит контакт «с чекистами и с блатными, контрреволюционерами и представителями Серебряного века, местными шалавами и чекистками», не являясь при этом одним из них. Главный герой «гражданин Соловков», в нем находят отражение самые разные проявления окружающей действительности и окружающих его людей. По словам автора, «в каком-то смысле это архетипический русский человек».
Руководитель редакции русской современной прозы издательства АСТ Елена Шубина, говорит, что «Обитель» — это настоящий русский роман-идея с «проклятыми вопросами», и в то же время «захватывающий, приключенческий, авантюрный роман».
«Герой находится в сверхэкстремальных обстоятельствах и бросает вызов судьбе, но как! С одной стороны, он пытается выжить и уцелеть. И это написано с такой силой, что читая „Обитель“, испытываешь дикий холод, дикий голод, а зайдя в троллейбус, словно лагерный человек, пытаешься найти местечко, чтобы тебя никто не заметил. А с другой стороны, это герой, который всеми силами хочет сохранить свою свободную личность, не меньше чем жизнь», — говорит она.
В романе причудливо смешались исторические факты и вымысел, отчасти поэтому Прилепин сознательно исказил фамилию одного из главных героев «Обители», начальника Соловецкого лагеря особого назначения Федора Эйхманса — в романе его фамилия Эйхманис. С другой стороны, Прилепин утверждает, что старался максимально соответствовать историческим реалиям.
«Я прекрасно осознавал, что текст такой, что будут „ловить за пуговицу“: вот так не бывает, вот тут циферка не та. Поэтому у меня есть специальная папка с документами, с помощью которых я могу доказать свою правоту. Есть незначительные отступления от истины, кое-где я немножко придержал природу. Но это сходу могут распознать, пожалуй, только соловецкие крестьяне, которые скажут, что в это время года на островах такого не бывает. А что касается остального, тут я буду стоять до конца», — говорит автор.
Прилепину поступило уже три предложения об экранизации «Обители», и сейчас он рассматривает каждое из них, но режиссером, однозначно, выступит Александр Велединский.