«Обитель»

«Обитель» Прилепина. 700 с лишним страниц. Труд объемный во всех смыслах. Такой, прямо 5D. С полным эффектом присутствия. Читаешь и глохнешь от крика бестолковых чаек, чувствуешь весь этот смрад, мерзнешь, ощущаешь соль на лице… Еще с «Пацанских рассказов», восхищался умением прописывать диалоги героев. В «Обители», кроме этого, много монологов, часто внутренних. Не вслух. Их стараешься читать медленно. Быстро нельзя. Вообще, роман читается легко, несмотря на сложную тему. Но быстро читать его не рекомендовал бы. Я сначала тоже взвинтил темп. Начали вылетать детали. Я притормозил.

И вроде бы, читано уже у Солженицына, Шаламова, Жигулина. И там опыт личный. Здесь, Слава Богу, опыт со стороны, хотя и с недалекой. Но получилось, как с Высоцким. Не сидел, не воевал. А слова находил правильные, понятные и зк, и фронтовику. В «Обители» слова тоже правильные. И в правильном порядке стоят. И к месту. Где-то на арго, где-то высоким штилем. Окончательно прибило описание самого жуткого звука на белом свете. А через несколько страниц понимаешь, что есть звуки пострашнее. Например, дилиньканье колокольчика, привязанного к собаке. Много унижения. Самих себя, других. В порядке вещей. Такая жизнь. И жалко всех. Даже вчерашних конвоиров, которых сегодня выводят по одному. Исповедь в Секирке — сцена настолько мощная, что поневоле вспоминаешь личные грехи.

«Владычка» — слово какое трогательное. И с официантами, на самом деле, нужно здороваться.

Спасибо, Захар.

Сергей Белозёров
«Новый век», 12.03.2015