«Патологии» Захара Прилепина

Прочитав «Патологии» Захара Прилепина, я вдруг испытал грусть. Но ни жестокие военные сцены, ни натурализм отдельных эпизодов, ни переживания обреченных на смерть парней поразили меня больше всего, ведь это сопровождает все правдивые книги о войне. Еще ничего не зная о личности автора, я задумался о его творческом потенциале. Как мне показалось, «Патологии» для Прилепина — что открытая рана, когда мясницким ножом без наркоза отсекли живую плоть, которая больше не приживется, или тяжелые роды для женщины, после которых наступает бесплодие. Прилепин честно и откровенно поведал о событиях, которые лицемерные политиканы, депутатишки заигрывающих с народом партий до сих пор не отважились назвать войной, всего лишь наведением конституционного порядка, рассказал, как видел и как знал, выплеснулся весь, без остатка. «Патологии» — его, рожденное в муках, поте и крови дитя. Что же дальше? Не выдохся ли автор после столь блестящего дебюта?

Можно было продолжить, плодить суррогатных детей, писать о войне лучше или хуже, однако, скорее всего, повторяться.

Но Прилепин написал о революции. Опять прочувствованно, выстраданно. Сытых, довольствующихся жизнью мещан роман поверг в шок, его назвали чуть ли не провокацией. Заскандалили либералы, подмочили штанишки единороссы. Раньше были пламенные революционеры-ленинцы, начинавшие с эксов, и «Мать» Горького, теперь нацболы Лимонова, так же ради идеи готовые жертвовать собой, и «Санькя» Прилепина. Зато всколыхнулась всеми своими жировыми отложениями продажная власть, догадавшись, какой уготовлен ей конец. Прилепин первый поднял ныне немодную, старательно замалчиваемую тему — классовой борьбы. И читающей братии стало ясно, что Россия — это не только туго набивающие мошну банки, офисы с их корпоративным угаром, солидность, респектабельность, преуспеяние и гламурные подонки в духе и соплях Оксаны Робски, что есть еще и другая Россия, и окраины, и народ, который не совсем и быдло, и что он, этот народ, почему-то не хочет жить, как ему предписано кем-то наверху. А раз не хочет — готов бороться. И автоматам, плюющимся свинцом в «Патологиях», совсем не время замолкать. Они еще пригодятся.

Сергей Белавкин
«По бульвару»