Антология от Захара Прилепина
51 поэт в одной книге – Антологии нижегородской поэзии «Литперрон». И все еще живы, почти все. Спровоцировал, срежиссировал, а теперь и продвигает проект писатель Захар Прилепин, сам выросший на различных антологиях. И Бог ему в помощь, а также ИД «Книги» и «Новая газета» в Нижнем Новгороде».
Захар в России больше, чем поэт, вернее – чем прозаик.
Можно писать романы, пытаться дать срез времени, собирая по отдельным человеческим ниточкам своих героев. А можно взять реальных людей – живущих на грани, на «краешке жизни», пишущих стихи, собрать самых самобытных и харАктерных… И вот вам – Антология современной поэзии города N.
Но это не собрание лучших. Захар словно рисовал профиль города – причем не банально и пафосно открыточный, а живой, где и крупные черты, выдающиеся, и мелкие черточки, морщинки, и ямочки улыбки.
И это уже не срез времени даже – это химическая реакция: собрать в одной книге, а потом и на одной презентации столько поэтов. Валерий Шамшурин, Марина Кулакова, Софья Грехова, Игорь Чурдалев, Алик Якубович, Григорий Гелюта, Елена Крюкова, Вадим Демидов и даже Эдуард Лимонов, и дальше, дальше – жаль не все были в «Безухове» 21 мая. Поэтов разных поколений, масштабов, стилей, ритмов, взглядов, эстетик. Безусловно, они прекрасно друг к другу, но волнуются перед чтением (но соревнуются…). И так прекрасно это волнение: обострение чувств, среда творчества.
Вообще антология – это всегда возможность показать каждого автора на контрасте с другими, возможность тут же, лишь перевернув страницу, сравнить – даже то, что, казалось бы, не поддается сравнению. Ну, это как, например, с концерта БГ перенестись на концерт «Хронопа» - музыкантов несравнимых, а лучше, несравненных – и ощутить главное отличие: Гребенщиков в благости, Вадим Демидов на нерве.
И мне кажется, этому изданию явно не хватает CD или DVD-диска – записи того, как герои антологии читают свои стихи, записи живой, не отрепетированной, без дублей. У каждого же своя ритмика, музыка, температура, сила тока, и порой разное настроение. Чурдалев представлялся мне всегда громогласным, горячим, блестяще формулирующим и декламирующим. А вот на этой презентации он свои новые стихи читал, словно хокку – как будто из медитации (слушания Бога) на мгновение включался в происходящее в «Безухове», произносил ватно несколько строк и снова пропадал. А Елена Крюкова рядом с Мариной Кулаковой? Первая – воплощение ИНЬ, теплого, темного, страстного, влажного; лоно, плодовитое чрево. И Марина – существо тоже очень, по словам Прилепина, женское, но словно бестелесное что ли, Человьиха одним словом. Или Софья Грехова с Эмилией Новрузовой: у обеих налицо отстраненность при чтении, но какие это разные отстраненности! У одной сочится сквозь сей защитный покров радушие южанки, пылкость, соки жизни, за какими бы сложными словами, мыслями, ломаными верлибрами она не пряталась. А у Греховой – ее манеру я запомнила однажды и навсегда! – у нее внутри зверек сидит, умненький, строгий, чуткий (кстати, эта девушка в зоопарке работает, в свободное от стихов время…)
И на месте какого-нибудь современного продвинутого режиссера я бы поставила спектакль по этой антологии. Столько характеров, героев на одной сцене – и каждый больше, чем поэт. Кто журналист, кто фотограф, кто повар. Кстати, знаете, как проходила презентация? В «Безухове» в то же время «гуляли» врачи. И это уже был театр, конфликт и гармония, которая не есть, конечно, мирный унисон…
В общем, Захар Прилепин создал не просто антологию. И он способен сделать ее, как минимум, читаемой. Ведь его произведения переиздаются многажды, переводятся чуть ли не на суахили, их пытаются экранизировать и ставят на театральной сцене.
Приобрести книгу в Нижнем Новгороде можно в магазинах «Подписные издания», «Дирижабль», «Дом книги», «Студенческая лавка», «Нижегородская старина» - ул. Бекетова, 24.
Людмила ЗУЕВА, "Биржа"