Фестиваль «Традиция» в усадьбе Захарово: хтонический противовес самобытников

В подмосковной усадьбе прошёл фестиваль «Традиция». Нашему корреспонденту показалось, что это был пикник «Афиши», только со священниками, «Казачьим кругомъ» и хреновухой. Но авторы фестиваля Захар Прилепин и Эдурад Бояков считают, что это была хтонь, цветущая сложность и новая эстетика. А самое главное — противовес многочисленным культурным площадкам условных западников. Читайте наш репортаж и комментарии авторов фестиваля.

Фестиваль «Традиция» прошёл в день Семьи, Любви и Верности 8 июля 2017 года. Авторы фестиваля — писатель Захар Прилепин и режиссёр и продюсер Эдуард Бояков (придумал, среди прочего, фестиваль Золотая маска). Генеральным партнёром выступила девелоперская группа «Сити-XXI век». Фестиваль был запланирован в формате пикника — полифонического праздника на лоне природы. Каждый уголок заповедника должен был стать местом для концертов, развлечений, детских игр, лекций и дискуссий. Почти так и получилось с поправкой на холодный дождь, ливший целый день.

Крендель, утка, хреновуха

«Не души молоток, возьми поближе к краю», — кузнец с лицом грека поправляет молоток в руках женщины. Люди, желающие попробовать себя в кузнечном деле, обступили наковальню и ждут своей очереди. Дождь шлепает по кожаной шапке кузнеца и шипит на раскалённом гвозде. Несколько ударов, и гвоздь сгибается в кольцо, брутальная бижутерия идеально садится на палец ученицы. Женщина радостно демонстрирует кольцо окружающим. Следующий. Будем делать маленькую кочергу.

В соседнюю палатку тоже очередь, здесь делают воздушных змеев. Две жерди, полиэтилен, шило, армированный скотч, и катушка с верёвкой, змей готов. Забираю змея из рук пятилетнего сына под предлогом «показать, как надо» и бегу в поле. Дождь, лужи, грязь, дядя за тридцать с глупо-счастливым выражением лица бегает по грязи и волочит кусок полиэтилена на верёвке. Змей нехотя иногда поднимается в воздух метра на три.

На другом конце луга жмутся друг к другу под зонтами немногочисленные зрители, а со сцены поёт архаично и заводно ансамбль «Казачий кругъ». Зрителей с первого взгляда можно поделить на три категории: в обычной одежде, участники российского военно-исторического общества в плащ-палатках и люди в традиционной русской или казачьей одежде.

В шатрах и в музее-усадьбе Пушкина людей больше. Здесь сухо, угощают кренделями с уткой, наливают хреновухи, продают книги Российского военно-исторического общества и протоиерея Артемия Владимирова. Вот, кстати, и он сам, в гостиной усадьбы беседует с Алексеем Шмелёвым об источнике вдохновения.

На всё успеть было сложно: В одной комнате встреча с Захаром Прилепиным, в другой — с музыкантом Сергеем Летовым. В мире есть три специалиста по гуслям, один из них, Дмитрий Парамонов, проводит здесь лекцию про историю инструмента. Концерты на двух площадках, в числе выступающих — «Ихтис» и Александр Скляр.

В одном шатре выступает театр «Душегреи», в другом детей учат играть на традиционных русских музыкальных инструментах. Вечером обещают шоу на воде, фейерверк, и концерт группы «Калинов Мост». Хочется остаться, но дети уже насквозь промокли и замёрзли, и приходится поверить организаторам на слово и возвращаться в машину — к сухой одежде и термосу с чаем. Дождаться фейерверка нет никакой возможности.

Парковка популярной туристической достопримечательности забита почти полностью. Видимо, формат праздника довольно редкий и нашёл своих ценителей, несмотря на отвратительную погоду. Перед отъездом успеваю зайти в комнату для научных сотрудников музея, чтобы спросить у двух авторов «Традиции» — что это за фестиваль и зачем он им вообще нужен. Каждый комментарий оказался идеологически насыщенным программным текстом, почти манифестом новой русской контркультуры.

Писатель Захар Прилепин, соавтор фестиваля «Традиция»:

— Так сложилось, что у наших оппонентов — представителей разнообразных сфер искусства — есть свои площадки. Произошла приватизация не только в сфере экономической, но и сфере культуры, и площадки были успешно распределены. Это некие весы, с одной стороны лежат гири. Есть расхожее представление о России, что всё у них так и никак иначе, вот эта вот рашка, эта дегенеративная культура, эти православные попы на мерседесах… И вся эта история выдаётся за единственный вариант, что это тренд, что только так и никак иначе. А у нас есть некоторое количество контрдоводов, и мы готовы аргументированно противостоять.

Другой вопрос, что противоборствующая сторона не желает даже в этот разговор вступать. Они говорят «уберите всё это отсюда, мы это видеть не хотим». Поэтому мы не будем им даже оппонировать. Мы просто обратимся к людям напрямую. Люди, вот один товар, вот другой товар. У нас же свободная экономика? Вот и в культуре точно так же, пожалуйста, выбирай.

Вот у нас фестиваль «Традиция», мы решили собраться вместе с нашими сотоварищами по убеждениям. С людьми, для которых Россия не является чёрной дырой, для которых западная цивилизация не является единственным источником человечности, прогресса, знаний и всего остального. С теми, у кого более сложные представления о действительности, о пути России и о достижениях русской цивилизации. Мы не собираемся никого давить гусеницами, не претендуем на власть. Мы просто считаем, что те вещи, которые мы делаем, произносим, пишем, поём и рисуем, имеют право на существование и имеют право быть услышанными большим количеством людей.

Я перемещаюсь по стране непрестанно. И от Калининграда до Владивостока есть русская интеллигенция, которой претит большинство из того, что нам навязывается под видом российской культуры. Они ориентированы несколько на иное. Люди хотят это услышать, увидеть, прочитать, так или иначе противостоять хаосу, распаду. Или просто иметь своё культурное поле для воспитания своих детей. Чтобы была какая-то полянка, где цветочки растут родные. Не может же быть всё под одну гребёнку, должно быть разнообразие. Мы же все за цветущую сложность? Пускай она будет более цветущей, более сложной.

Это то, что называется хтонь. Для меня важно, когда есть эхо — отклики из прошлого моих предков, наших предков, всего этого пространства — вдруг я его слышу и понимаю, что это моё. Я тоже из этого создан, хотя я про это забыл. Я родился, этого уже не было. А это внутри меня, это часть нашей физиологии. Мы же понимаем, что национальная культура, музыка — это часть нашей физиологии? Так сложены наши мышцы, наша мимика, как мы пели, плясали, и как мы молились.

Эдуард Бояков, продюсер, режиссёр, председатель Русского художественного союза. Соавтор фестиваля «Традиция»:

— У меня есть ощущение, что большинству людей кажется, что православное, патриотическое, традиционалистское и консервативное — это что-то маргинальное. Это либо какие-то качки в чёрных футболках с татуировками, которые должны прямо сейчас броситься мочить либералов, таджиков, евреев. Либо это какие-то непонятные старушки в платочках и девушки с несчастной женской судьбой, которые если и поют и слушают музыку, то только на трёх аккордах и только про «духовность» в самом детском изводе, когда ни о какой цветущей сложности и говорить нельзя.

Некоторым кажется, что кроме этого «патриотическо-маргинального» пространства, есть только пространство «прогресса», западных ценностей. В этом пространстве есть Быков, Ерофеев, Шендерович, Рубинштейн, Звягинцев, Сокуров, Серебренников. Складывается такая картина, такой интерфейс, что третьего не дано. И это большая ошибка и опасность для русской культуры.

Ведь существует поле, которое собирает этническую, корневую традицию, и передаёт будущим поколениям. С этим полем надо работать. Есть огромный запрос на современное русское искусство. Не только российское в широком смысле, на русское. Российское искусство — это вполне себе хороший термин, просто он политический. Если мы говорим российское, это значит татарское, еврейское, мордовское, якутское, аварское, лезгинское, калмыцкое, ингушское и так далее и так далее. И в этом ряду должно быть ещё и русское. Мы должны честно откровенно различать культуры, не противопоставляя их. Мы ведь говорим, что язык русский, не российский.

Либеральный лагерь, западно-ориентированная художественная богема, элита не резонирует с этими вещами. Сокурову очень далеко это всё. Звягинцеву — тоже. Алексиевич, которая панегирическое интервью публикует на вашем сайте, вне этого пространства. Если они априори считают 86% населения, которые за «Крым наш» — быдлом или даже оболваненными в результате манипулятивных технологий, то нам с ними не о чём говорить.

Такая богема не резонирует с нашим народом. Она не понимает, не уважает этих людей. Не понимает, что за ними стоят, если говорить про культуру, не ценности, которые выражает Михаил Круг, а ценности, которые выражает, в том числе русская корневая музыка, литература почвенников, русская академическая школа живописи и так далее. На этом поле было совершено множество серьезных ошибок, русская культура переживала тяжелые времена не только в 90-х годах прошлого века. Сталин, дворянское сословие, Петр I, Алексей Михайлович — это череда не только достижений, но и череда ошибок, репрессий по отношению к русскому эгрегору. Это старая история, и вопрос не про лауреатов Нобелевской премии, вопрос про то, что Россия всегда развивалась в серьёзном напряжении, в диалоге между самобытниками и западниками. Между теми, кто присягал Петру в его попытках сделать европейское государство и теми, кто ориентировался на исконно русские ценности.

Эта сегодняшняя проблема очевидна, она существует, и надо, как минимум, создать свой противовес. Сегодня в культуре всё перекручено, всё очень сильно ориентировано на запад, на его форматы. Это, как минимум, глупо. А как максимум — подло. Культура это сад. Иногда химические удобрения помогают получить урожай быстро, через месяц, но через год дерево погибнет. Нужно быть внимательным, деликатным, нужно любить землю, на которой живешь. Понимать, что не с нас все начинается и не нами закончится… Это — философия фестиваля «Традиция».

Представитель генерального партнера фестиваля «Традиция», девелоперской группы «Сити-XXI Век», Мария Захарова:

— Почему вы стали генеральным партнёром фестиваля Традиция? 
— Девелоперская группа «Сити-ХХI век», являясь дочерней компанией холдинга «Новард», считает для себя важным создавать бизнес, который основан на духовных ценностях, традициях предпринимательства и меценатства дореволюционной России. Тогда лучшие предприниматели поддерживали ценности, определяющие наш культурный код. Пример известных меценатов нас по-настоящему вдохновляет.  «Сити-XXI Век» специализируется на создании миниполисов — жилого пространства и разносторонней инфраструктуры для того, чтобы те, кто этими благами пользуются, были счастливы. И мы стараемся вести бизнес так, чтобы показывать и нашим жильцам, и нашим сотрудникам, и обществу в целом, что деньги важны, но они не являются единственным приоритетом. Бизнес — это ведь не цель, а средство позитивных изменений в социуме.

Культура — одна из важнейших основ здорового общества. В случае фестиваля «Традиция», стоит отметить, у нас с организаторами сходится мировоззрение, поэтому мы решили объединить усилия и сообща провести это прекрасное мероприятие.

— Что для вас наиболее значимо в «Традиции»?
— Люди культуры и искусства, которые выступают на фестивале «Традиция», транслируют ценности, нами разделяемые, среди которых семья, любовь, вера, патриотизм, красота и другие. Мы хотим помочь популяризации этих замечательных ценностей и считаем, что наполнение фестиваля, приуроченного именно к дню семьи, любви и верности, прекрасно передает то, что так дорого русским и передается из поколения в поколение, а именно, наши традиции. Наверное, это самое главное в фестивале.

Кмрмлл Миловидов
«Православие и мир», 11.07.2017