Неизвестный Леонид Леонов

В издательстве «Молодая гвардия» в серии «ЖЗЛ» вышла книга Захара Прилепина «Леонид Леонов: игра его была огромна». Многих это удивило: от автора «Паталогий» и «Саньки» интереса к биографии корифея советской прозы никак не ожидали. Между тем, Прилепин не раз признавался в интервью, что испытывает раздражение от современных попыток лишить советскую литературу легитимности, «нивелировать ее, положить сверху плиту и сплясать на ней джигу». А вот почему свой выбор он остановил именно на фигуре Леонида Леонова — действительно любопытно.

Писатель Леонов, ныне практически забытый, по мнению Прилепина, вместе с Булгаковым, Набоковым, Шолоховым и Платоновым спустя какое-то время войдет в пятерку, равноценную классическому ряду Гоголь — Достоевский — Толстой — Тургенев — Чехов. Но в отличие от других собратьев по перу, чьи биографии изучены досконально, судьба Леонова, несмотря на то, что при жизни писателя ежегодно выходило две-три книги о нем, — это сплошь черные дыры и белые пятна. Есть целые десятилетия «пустот». Точнее, были — до книги Захара Прилепина.

«Игра…» порой читается, как захватывающий детектив. Судите сами: маститый советский писатель, орденоносец, обласканный властью, до революции являлся… белым офицером! Служил прапорщиком в составе Северной армии, а его отец, Максим Леонов, во время гражданской войны издавал в Архангельске, когда там находились так называемые англо-американские союзники, антибольшевистскую газету и возглавлял Общество помощи Северному фронту. Леонид Леонов публиковал в газете отца пробелогвардейские материалы. И об этом не написано ни у одного леоноведа!

Разумеется, писатель тщательно скрывал свое прошлое, и в архангельских архивах, в которых работал Прилепин, все «крамольные» статьи Леонова из старых газет вырезаны, а документы полка, в котором он служил, странным образом были утеряны, причем уже в советское время — можно предположить, что не без усилий самого писателя. Остается только представлять, как чувствовал себя Леонид Леонов, например, в 30-е годы, когда его коллег сплошь и рядом расстреливали за куда меньшие «прегрешения»… Но при этом, словно играя с судьбой, почти в каждом произведении он описывал собственное белогвардейское прошлое.

В семи из восьми крупных леоновских текстов главный герой — белый офицер, который живет в советской России и чувствует себя загнанным волком. Понятно, что в СССР читатели и литературоведы воспринимали этих персонажей как отрицательных героев. Но Леонов никогда не был апологетом советской власти (что, кстати говоря, смутно чувствовали некоторые критики), поэтому не все так просто в его произведениях. Сам он говорил, что его тексты многоэтажны, а все бродят по первому этажу. Этот странный человек ежечасно рисковал быть расшифрованным и наказанным.

Зачем он это делал? Не мог молчать? Ему нравилось играть со смертью? Ведь если бы выплыло на всеобщее обозрение его белогвардейское прошлое, вряд ли он дожил бы до седин… Захар Прилепин считает, что книги Леонида Леонова не советские и не антисоветские — они постмодернистские. Каждый леоновский текст — сад расходящихся тропок. Невероятно увлекают главы, где рассказывается о взаимоотношениях Леонова с властью, со Сталиным, с Есениным, с Булгаковым… Отдельная тема — его богоискательство: писатель, который, по мнению советских критиков, создавал эпос социалистического мужества и исповедовал идеалы гуманизма, на самом деле, утверждает Прилепин, всю жизнь бился над разгадкой того, зачем, собственно, Бог создал человека…

Словом, после книги «Леонид Леонов: игра его была огромна» хочется пойти в библиотеку и прочитать все, что этот писатель создал за свою долгую жизнь.

Вера Звездова, "Роскультура.ru" - 15.04.2010