"Леонов" Прилепина
Хороший анекдот из книги:
"Леонов однажды позвонил в отдел прозы "Нашего современника", которым заведовал тогда еще молодой писатель Александр Сегень.
- Прочитали рукопись? - спросил Леонов у него.
- Прочитал, - односложно ответил Сегень.
- Что скажете? - пришлось спросить Леонову.
- Ничего так, - ответил Сегень. - Слог нормальный.
Леонов просто ахнул; и не без некоторого восхищения часто потом перескзаывал эту историю знакомым:
- "Слог нормальный!", а? Мне девяносто пять лет, меня можно людям показывать за сорок копеек! Я написал десять томов прозы! А он - "слог нормальный!""
Вообще, славная оказалась книжка - если честно читать ее, а не просматривать, выискивая стилистические недочеты.
Добротное исследование, в котором автор не менее интересен, чем герой – потому что (это объективная реальность) Захар Прилепин звезда и его имя – литературный брэнд; таким образом сам факт выбора – «герой Прилепина – Леонов, писатель, интересоваться которым еще в 80-е считалось чем-то неприличным – а затем отодвинутый в тень другими событиями», тоже некоторым образом литературный факт, важный жест, обозначающий претензию на литературное наследство, знак, что Леонов – «его» территория. Прилепин пытается доказать, что Леонов и его репутация не вполне одно и то же, что Леонов – не просто один из тех, за кем в 30-е годы было закреплено место в первой пятерке официально признанных советских писателей (Горький, Фадеев, Шолохов, Вс. Иванов, А.Толстой), а ключевая для советской литературы фигура.
Не так уж легко, судя по всему, было написать леоновское жизнеописание. Сам Леонов не слишком афишировал свою биографию, так как испытывал сложности, связанные с деятельностью своего отца; кроме того, у него был и собственный "грех" - белогвардейская служба. Проблема еще и в том, что современники-сверстники почти не оставили о Леонове воспоминаний и что в последние годы жизни никаких особенных событий с Леоновым не происходило. Дефицит событий в жизни своего героя Прилепин компенсирует сканированием его социальных и, особенно, литературных связей, литературного контекста.
По сути, книга больше чем биография одного писателя; это еще и большая ревизия позднесоветской литературы. Здесь подробно описана литературная сфера, в которой вращался Леонов: Горький, Булгаков, Есенин, Катаев, Пастернак, Фадеев.
«Почти вся так называемая почвеническая литература так или иначе развивалась по путям, проторенным Шолоховым и Леоновым». И не только почвенническая. Прилепин «ищет» Леонова у самых разных писателей – Проскурина, Астафьева, Проханова, Распутина, Бондарева – и везде находит, хотя бы и опосредованно. Леонов есть у Стругацких. У Айтматова: "Дорога на Океан" в «И дольше века…». Выясняется, что свое позднее «босхианство» Проханов мог заимствовать у Леонова – хотя и не напрямую, но через посредничество П.Проскурина. И даже сюжет быковского «Оправдания», оказывается, отчасти заимствован из Леоновской «Пирамиды»
Любопытны наблюдения о неслучайных, по-видимому, параллелях между леоновскими пьесами «Половчанские сады» и «Волк» и михалковским фильмом «Утомленные солнцем».
Автору свойственна, с одной стороны, академичная манера повествования, с другой, видно, что он относится к своему герою тепло, с чувством; отсюда некоторый импрессионизм в повествовании – бросающийся в глаза, но вовсе не являющийся стержневым для манеры биографа.
У Прилепина хороший слух на курьезы. Он увлеченно анализирует карикатуры в старых номерах «Литературной газеты», рассказывает о странных отношениях Леонова и болгарской ясновидящей Ванги. о предсмертном сне Пастернака, после которого он приказал не пускать в дом Леонова. ЛЮбопытен рассказ о роли Леонова в так называемой «русской партии»
«Игра его была огромна» - добротная литературоведческая книга и добротное жизнеописание. «Леонов и критика», «Леонов и Сталин» (кстати, название книги отсылает к леоновскому роману «Дорога на Океан», в котором в завуалированной форме описаны отношения Леонова и Сталина. Соответственно, «огромная игра» – игра со Сталиным, очень большая и очень рискованная), «Типичный герой Леонова», «Внутренний конфликт в романе «Русский лес»», «Леонов и Шолохов», «Роман «Пирамида» как «карусель ересей»» - все эти темы разобраны в биографии глубоко и тщательно. Не то чтоб мегасобытие - но полезная грамотно сделанная работа.
PS Еще, оттуда же: хороший ответ Леонова Сталину на вопрос "Что нового в литературе?" "Товарищ Сталин.. Если вам когда-нибудь потребуется кричать на нас и топать ногами, делайте это сами. А не поручайте злым людям, которые совершают это с двойным умыслом"
Лев Данилкин, "Афиша" - 13.05.2010