Яснополянские бунтари
На днях в атриуме Большого театра состоялось очередное, уже пятое по счёту, вручение ежегодной литературной премии «Ясная поляна», учреждённой знаменитым толстовским заповедником, возглавляемым неутомимым подвижником русской культуры Владимиром Ильичём Толстым, и южнокорейской корпорацией «Самсунг». Премия вручается по двум номинациям. 20 тысяч долларов за выдающийся вклад в литературу ХХ столетия, за современную классику. 10 тысяч долларов за новое слово в литературе ХХI века. Современными классиками в предыдущие годы были объявлены Виктор Лихоносов и Василий Белов, Анатолий Ким и Тимур Зульфикаров. В этом году премию за выдающийся вклад в литературу ХХ века присудили Леониду Ивановичу Бородину за самую нежную и чистую повесть-сказку «Год чуда и печали», написанную в заключении и впервые опубликованную в издательстве «Посев».
Новым словом в литературе ХХI века был признан строгим жюри роман нижегородского писателя Захара Прилепина «Санькя».
Роман, одновременно и бунтарский и наивно-простодушный, о суровых днях из жизни молодого русского патриота, которого бабушка называла по-деревенски: Санькя. И виноват ли он в том, что со своей святой простотой и наивностью заканчивает жизнь в нынешней России с автоматом в руках, отстреливаясь от наседающих омоновцев?
Так неожиданно на вручении премии «Ясная поляна» судьба свела двух русских бунтарей — советского времени и постсоветского. Впрочем, бунтарём всю жизнь был и великий яснополянский мудрец Лев Николаевич Толстой.
На мой взгляд, пятое награждение яснополянской премией было самым удачным. Даже в таком сведении воедино двух русских бунтарей разных эпох. К тому же, бунтарей ярких и талантливых.
У Леонида Бородина «Год чуда и печали» — несомненно, самая яркая и талантливая книга, сродни «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери. Когда-то в начале перестройки я приносил по просьбе недавно вернувшегося из лагерей Леонида Бородина эту чудесную сказку в журнал «Москва» Владимиру Крупину, тот отказался печатать, мол, пусть несёт нам что-нибудь жареное, из лагерной прозы. А жаль. Эта повесть-сказка о детстве 12-летнего мальчика, живущего на берегу Байкала и встречающегося с чудом, одновременно и самая автобиографичная — о детстве самого Бородина, и самая романтичная, светлая, загадочная, мистическая.
За премию в номинации «ХХI век» было самое настоящее сражение среди членов жюри. Искренне горжусь, что именно я оказался номинатором романа Захара Прилепина на яснополянскую премию. Уверен, это — уже живая классика ХХI века. И дело не только в радикализме позиций автора, одного из лидеров национал-большевиков, пославшего своего молодого героя на сражение с ОМОНом. Есть и покруче сюжеты. А вот такой художественной силы, такой живой образности, и такого реального героя наших дней в современной прозе пока ещё не было.
Половина членов жюри выдвигала на премию рассказ Бориса Евсеева «Живорез», талантливый эстетский, языкотворческий рассказ, который, если честно, вряд ли вписывается в стилистику толстовского реализма. Думаю, он ещё завоюет признание эстетов и иные премии. Другая половина упорно держалась за прилепинского «Санькю». Мощно поддержал Прилепина Игорь Золотусский, вряд ли большой поклонник нацболов, но верно определивший яркое мужественное начало, главенствующее в прозе нижегородского писателя. Когда мнения членов жюри разделились поровну, своё слово сказал председатель жюри Владимир Ильич Толстой. Он выбрал «Санькю»…
Огорчённый Борис Евсеев ушёл из зала, когда услышал имя победителя.
А два бунтаря, два писателя с обострённым чувством справедливости, два мужественных человека, два «террориста», как бы назвали их воинствующие оппоненты и прокураторы, два патриота России, два государственника стояли рядом на сцене, и было ясно: жива русская литература, жива Россия!