Захар Прилепин: «Олигархи будут выходить и клясться на пионерском галстуке. Иначе народ их съест»
Писатель Захар Прилепин, побывавший в Тюмени на минувшей неделе на учредительной конференции общественного объединения «Новая Евразия», дал интервью «ТюменьPRO». Сопредседатель партии «Справедливая Россия — за правду» рассказал, что делать со сбежавшими из России олигархами, нужно ли укрупнять регионы и отказаться от выборов губернаторов.
— Национализация нефтегазовых ресурсов необходима?
— Эти процессы идут неизбежно, в этом логика государства. Даже в условиях нашего либерально-буржуазного режима, нашего вульгарного капитализма она понемногу реализуется. Здесь надо идти дальше, в связи с этим никаких эксцессов мы не предполагаем. Все те управленческие кадры, которые во многих регионах достигли замечательных результатов, и в вашем регионе, и в соседнем Сургуте, они все, так или иначе, останутся работать в этой сфере и будут получать свои замечательные зарплаты. Эта ситуация неизбежно произойдет не только в нефтегазовой, но и в других сферах. Они же сами понимают, что тот порядок вещей, который был принят в 1991 году, он ненормален, что так быть не должно. Гораздо разумнее и логичнее договориться с государством и выставить удобные правила игры. Им самим же пред богом представать, объясняться за содеянное, возможно, за вывезенное из страны. Поэтому надо спасти души этих людей и провести национализацию.
— В федеральной повестке регулярно всплывает вопрос объединения российских регионов. То говорят о слиянии Тюменской области с ХМАО и ЯНАО, то о присоединении Курганской области к Тюменской. России нужно укрупнять регионы?
— Это нужно отдельно рассматривать в каждом конкретном случае. Я думаю, гражданское общество, люди «на земле», способны понять, надо это им, или не надо. Давайте на референдум выносить эти вопросы. Своему народу я доверяю.
— Вы хвалили результаты работы административной системы в СССР. Как вы считаете, возможно, в России стоит отказаться от выборов глав регионов и перейти к прямому их назначению? Как это было в СССР, первых секретарей обкомов партии назначали из Москвы напрямую?
— Мне кажется, что за последние 30 лет народы, населяющие территорию России, достигли замечательных успехов в создании гражданского общества. Это одно из немногих достижений последнего смутного тридцатилетия. И не надо делать вид, что гражданское общество — прерогатива людей с либеральным типом мышления. Россияне более, чем разумны и способны принимать достаточно разумные политические решения. Я допускаю, в той или иной форме, создание какой-то жесткой иерархии. Но я точно против отказа от институтов прямой демократии. В России они прижились, мы к ним вполне предрасположены со времен древних институтов демократии, от казачьих до новгородских, да и в Орде происходили выборы.
Я не рискну давать прямой ответ на этот вопрос. Наша страна стоит перед сложным выбором. С одной стороны создать пирамиду власти, которая не позволит расшататься государственности, а с другой — дать возможность людям принимать решения и нести за них ответственность.
— Тогда возникает вопрос: а есть ли у нас качественная элита? Сын Сталина сражался в Великую Отечественную и сгинул в немецком плену, сын Микояна был летчиком-истребителем и погиб в воздушном бою. Среди детей нашей элиты мы сейчас как-то не наблюдаем случаев самопожертвования во имя Родины.
— Дефицит элиты есть. Думаю, со временем придется принять какие-то законы, чтобы люди, вовлеченные в управление, тем более — в администрацию высшего уровня, чтобы они напрямую отчитывались о местонахождении, обучении, участии в государственных делах своих детей и близких. Понятно, что они против этого восстанут. Это назревший вопрос, потому что элита последние 30 лет не ощущала себя причастной к стране просто по факту местонахождения их жен, детей, мест отдыха, дач и финансовых средств.
Это объективный процесс, понятный действующему президенту. Мне люди передают, что Владимир Владимирович, когда ловит очередного прохиндея из органов власти, те кричат: «Из страны не вывозил, все здесь потратил», в надежде, что это избавит их от «отсечения головы». Возможно, на него это действует, как какой-то оправдательный фактор. Возможно, это миф. Это было блистательно продемонстрировано в 2014 году президентом, когда он, присоединяя Крым, подставил под санкции большую часть элиты. Он сказал: «Мне совершенно плевать, где у вас счета, деньги, да что угодно. Сейчас вы просто попадете под санкции и будете жить здесь со мной. Потому что у меня за пределами России ничего нет».
Поэтому перед Россией стоит вопрос перезагрузки и национализации элит. Это произойдет неизбежно с точки зрения логики развития государства.
— А что делать с теми, кто не уложится в эту логику? Не захочет отказываться от собственности за рубежом, например? Не жалко потери тех представителей элиты, которые уже покинули Россию? Дурова, Чичваркина, Абрамовича, в конце концов.
— Да куда они денутся? Если посмотреть на результаты последних 30 лет истории России — сверхбуржуазия овладела всем — СМИ, медиа, системой контроля. Она должна была воцариться и стать незыблемой. И, тем не менее, изменение представлений народа о государственном устройстве заставило их сначала поменять риторику, а потом и практику. Они все сейчас патриоты, вспомнили про СССР, который до этого долбили 20 лет подряд, вспомнили про Красное знамя, Бессмертный полк, про социальные льготы. «Единая Россия» с каждым годом все больше уходит в «левую» повестку. Это все их заставил сделать народ, который обладал минимумом возможностей. Сейчас ни один олигарх не станет говорить то, что говорил в 1992 году, сейчас они все будут выходить и клясться на пионерском галстуке. Иначе народ их просто съест.
Что касается тех, кто уже уехал… Всех жалко. Но те, кто заботится о своей душе, пусть находят пути возвращения. У нас белогвардейцы, убийцы и расстрельники, возвращались же после Гражданской войны. Пускай и эти возвращаются, каются, ползут на коленях…